• Home
  • Relevant Topics
  • Летняя навигация добавит работы экологическим компаниям
  • 29 июня 2006

    Летняя навигация добавит работы экологическим компаниям

    Общий объем собираемой в портах Северо-Запада нефтеводяной смеси в месяц в период летней навигации составляет около 15 - 17 тыс. тонн. Ущерб от подобных экологических загрязнений оценивается примерно в 200 - 300 млн. рублей.



    Право выбора

    На сегодняшний день в Санкт-Петербурге работает порядка 10 аварийно-спасательных формирований, которые имеют аттестацию на ликвидацию чрезвычайных ситуаций в акватории. Об этом рассказал ИАА «ПортНьюс» начальник отдела предупреждения и ликвидации ЧС на море и водных бассейнах ГУ по делам ГО и ЧС Санкт-Петербурга Роман Куликов. К государственным предприятиям на этом рынке относятся ГУП «ПиЛАРН» и ДГУП «Балтийское БАСУ». Остальные компании частные: ЗАО «Морская лига», ЗАО «Газтурбо», ЗАО «ТАСС-ЭКО», «Региональный центр аварийно-спасательных экологических операций» и ООО «Морская экология». Подобную услугу так же предоставляет бункерная компания "КОНТУР СПб".

    Впрочем, большая часть существующих компаний оказывают экологические услуги лишь номинально. Деятельность экологических организаций по ликвидации нефтеразливов давно уже вызывает серьезные претензии со стороны надзорных органов. У подавляющего большинства компаний, по оценкам специалистов, нет ни сил, ни средств для выполнения подобного рода работ. Как пояснил ИАА «ПортНьюс» Куликов, «многие из них не готовы к ликвидации последствий нефтеразливов, например, на суше. Такие работы, по моей оценке, может проводить только «Морская экология» и «ТАСС-ЭКО» ». По его словам, береговые экологические операции требуют наличия у компании специального договора с компанией, которая занимается утилизацией опасных отходов. Кроме того, требуется договор с транспортной компанией, имеющей спецтехнику для перевозки опасных нефтесодержащих грузов.

    Стандартный набор средств самой экологической компании - нефтесборщики, боновые заграждения, емкости для приема нефтепродуктов и нефтесодержащих смесей. Полный комплект спецоборудования из перечня частных компаний имеет в своем составе лишь ООО «Морская экология».

     

    Выгодный договор

    Работа любой экологической организации заключается в двух основных моментах: несении аварийно-спасательной готовности и реальной ликвидации нефтеразливов. Директор ООО «Морская экология» Татьяна Преснякова, оценивая работу коллег, отметила: «Кроме нашей компании, а также «ПиЛАРН» и «ББАСУ» никто из экологических служб, по сути, не занимался ликвидацией нефтеразливов. Они только лишь несут аварийно-спасательную готовность по договору. На этом их деятельность заканчивается. Они не имеют опыта реальной ликвидации нефтеразливов».

    Показатели самой «Морской экологии» в этом направлении довольно весомые. В 2005 году компанией с акватории порта было собрано порядка 40 тонн мусора, что превышает в 6,5 раз показатели 2004 года. Объем нефтеводяной смеси, собранный компанией с акватории порта, составил в прошлом году около 60 тонн. По словам Пресняковой, для компаний, осуществляющих операции с нефтепродуктами, выгоднее иметь постоянный договор с аварийно-спасательной экологической компанией. «В случае нефтеразлива, мы согласовываем с нашими клиентами все детали операции. Кроме того, для компаний, заключивших с нами договор, мы предусматриваем расценки на ликвидацию нефтеразлива со скидкой в 50%», - отметила собеседница «ПортНьюса».

     

    Нелегкая это работа

    Как правило, все нефтеразливы довольно типичны и, в основном, бывают вызваны двумя основными причинами. Прежде всего, это человеческий фактор, с которым связаны так называемые переливы топлива. Вторая группа типичных нефтеразливов чаще всего вызвана неправильной эксплуатацией техники. Особенность всех разливов нефти и топлива заключается в том, что при аварии, помимо акватории, загрязняются также борта судов и причалы. Поэтому, ликвидация аварийного разлива на акватории порта не заканчивается сбором нефтепродуктов с воды - надо ликвидировать все последствия чрезвычайного происшествия: зачистить конструкции причалов и борта судов. Вот почему специфика работ по ликвидации аварийных разливов в замкнутой акватории требует наличия малого флота и специфических нефтесборщиков, способных работать в узкостях, между судами, на отмелях. Кроме того, большое количество наплавного мусора в порту значительно затрудняет работу экологов. Эту проблему «Морэкология», например, решает за счет наличия в своем арсенале мобильного мусоросборщика, который при необходимости можно установить на любое судно. В целом, экологический флот «Морской экологии» отвечает специфическим требованиям портовой экологической компании, утверждает Преснякова. Он насчитывает 16 судов. Вся техника находится в собственности компании.

     

    Одна за всех

    Несение аварийно-спасательной готовности осуществляется «Морэкологией» по договорам с семью компаниями: ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» (ПНТ), Администрация морского порта Санкт-Петербург, ООО «Трансбункер-Кировец», ЗАО «Речбункер», ЗАО «Северная звезда», ООО «Балтийский торговый дом» и ООО «Альянс плюс». Реальные услуги по сбору нефтепродуктов с акватории порта приходится оказывать гораздо большему количеству компаний. По словам Пресняковой, при чрезвычайных ситуациях к ней обращаются и те предприятия, которые имеют договор с другими организациями.

    В МЧС Санкт-Петербурга уверены, что вся система ликвидации аварийных разливов в порту должна быть пересмотрена. «Прежде всего, надо четко определить, кто и каким образом несет правовую ответственность за эффективность аварийно-спасательных работ», - считает Куликов.

    Безусловно, на качество работы экологической организации будут влиять разные факторы. В первую очередь, оперативность работы зависит от того, как быстро поступает к диспетчеру информация о нефтеразливе. «Аварийная группа прибывает на место в течение 40 минут - 1 часа и на месте определяет уровень разлива», - говорит Преснякова. В среднем, с небольшими нефтеразливами можно справиться как за несколько часов, так и за несколько суток. Преснякова отметила, что ее компания работает по принципу «быстрого сбора и быстрой разгрузки», что обеспечивает оперативность работ. Оснащенная всеми необходимыми средствами компания может ликвидировать нефтеразлив практически в любых условиях. «Например, на «Северной верфи» суда стоят очень плотно, - говорит Преснякова, - возможности подойти к ним нефтемусоросборщику, практически нет. Только конструкционные особенности нашей техники позволяют сделать это». Видимо поэтому договор на очистку акватории ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь»» в течение последних трех лет неизменно заключается с «Морэкологией».

    Пик операций по перевалке нефтепродуктов приходится в порту Санкт-Петербург на май - октябрь. Это связано с увеличением объемов поступления топлива в порт во время летней навигации - с Волго-Балта приходят танкеры с мазутом. Именно в этот период возрастает значение экологических служб и компаний в работе порта, поскольку риск загрязнения окружающей среды и, в первую очередь акватории Санкт-Петербурга максимальный.

     

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен