• Home
  • Relevant Topics
  • Железная дорога подходит к новым портам
  • 5 ноября 2004

    Железная дорога подходит к новым портам

     

    Инвестиционная программа Октябрьской железной дороги (ОЖД) на 2005 год составит приблизительно 15 млрд. рублей. Эти деньги будут направлены в основном на развитие железнодорожной инфраструктуры портовых комплексов Северо-Запада. В числе приоритетных программ на будущий год ОЖД включила проекты по развитию железнодорожных подходов к портам Ленинградской области и Мурманска.

     

    Сами не строим - другим не даем

    Совет директоров ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в конце октября утвердил проект инвестиционной программы компании на 2005 год в объеме 148 млрд. рублей, что на 16% превышает объем инвестиций в 2004 году. На долю ОЖД приходится примерно 10% от названной суммы. «Это будет на уровне 2004 года», - сообщил начальник Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» - Виктор Степов, отвечая на вопрос корреспондента ИА «ПортНьюс». То есть увеличения объемов финансирования не предусмотрено. На 15 млрд. рублей ОЖД собирается строить новые подъездные пути к портам Мурманск, Витино, Усть-Луга и Приморск. Причем заявленное финансирование не сможет на 100% обеспечить реализацию всех проектов по развитию железнодорожных подходов к порту.

     

    То, что в будущем году будет дефицит средств, понятно уже сейчас. Других денег для финансирования железнодорожных портовых проектов в настоящее время нет. Несмотря на то, что компании-владельцы перевалочных терминалов готовы участвовать в инфраструктурных проектах, механизм такого участия до сих пор не отработан. Обычно инвестор получает после реализации проекта часть совместно созданного имущества. В силу того, что магистральные пути в любом случае будут принадлежать ОАО «РЖД», частный инвестор должен найти другой путь для возврата вложенных денег. «Инвесторы готовы финансировать железнодорожные проекты, потому что крупные портовые комплексы не могут существовать без подвозки товаров по железной дороге», - говорит заместитель председателя Комитета по экономике и инвестициям Ленинградской области Сергей Куклин. - Поэтому инвесторы ищут другие пути возврата своих средств . например, льготный тариф на перевозку грузов».

     

     

    Предпортовые проекты

    По прогнозам, грузооборот порта Высоцк (угольный и нефтепродуктовый терминалы) к 2010 году увеличится более чем в 10 раз - до 15 млн. тонн в год. Грузооборот Приморска за тот же период возрастет до 12 млн. тонн в год. Таким образом, железная дорога должна решить вопрос с подвозом грузов к порту в те же сроки. Для увеличения пропускной способности железной дороги на подходах к Высоцку и Приморску, ОЖД необходимо реализовать комплексный проект, суть которого сводится к разделению пассажирских и грузовых перевозок в северном направлении. В ближайшие 6 лет на реконструкцию участка Санкт-Петербург . Лосево . Приморск . Выборг . Попово . Приморск и для строительства новой ветки Лосево . Каменногорск необходимо 25 млрд. рублей. В результате максимальная провозная способность железнодорожных путей на участке от Приморска до Выборга возрастет почти в три раза . с нынешних 8,9 млн. тонн в год до 28 млн. тонн в год.

     

     

    На развитие железнодорожного сообщения с портом Усть-Луга необходимо до 2010 года инвестировать 22,3 млрд. рублей. Реализация этого проекта позволит увеличить объемы перевозки грузов на участке Усть-Луга . ст. Веймарн с 3,7 млн. тонн до 18,1 млн. тонн, а на трассе Ивангрод . Мга - с 32 млн. тонн до 46 млн. тонн в год. При условии роста грузооборота порта к 2010 году до 17,6 млн. тонн, без модернизации железной дороги Усть-Луга работать не сможет. Пока работа по развитию ж.д. подходов к Усть-Луге ведется только на средства ОЖД. В текущем году объем финансирования проекта составил 501 млн. руб., а на 2005 г. предусматривается выделение средств в объеме 745 млн. руб.

     

     

     

     

    С увеличением объемов перевозок в адрес морских портов Кольского полуострова Мурманск и Витино, ОЖД планирует к 2006 году завершить электрификацию северного направления. Кроме того, намечена реконструкция припортовых станции Выходной, Кола и станции Мурманск. В целом, до конца 2010 года участок Апатиты . Мурманск увеличит объемы перевозок с 33,2 млн. тонн до 57 млн. тонн. Для этого требуются инвестиции в размере 12 млрд. руб. По прогнозным оценкам грузооборот порта Мурманск в ближайшие шесть лет возрастет в 4 раза до 40 млн. тонн, а объемы перевалки грузов в порту Витино к 2010 году достигнут 12 млн. тонн.

     

     

     

    Заплатил за себя сам

    Не дожидаясь окончательного решения всех вопросов участия частного капитала в финансировании магистрального строительства, владелец нефтепродуктового терминала в порту Высоцк - НК «ЛУКОЙЛ» - в этом году решил железнодорожную проблему собственными силами. Нефтяная компания подписала с железной дорогой соглашение о долевом финансировании проекта по строительству подъездных путей к порту. Вложив в этот проект 300 млн. руб., «ЛУКОЙЛ» получит железнодорожный подход к порту Высоцк уже в декабре 2004 г. С этого момента объем перевозок нефтепродуктов по железной дороге в Высоцк составит 5 млн. тонн в год, что обеспечит работу первой очереди комплекса (объемом 4-5 млн. тонн в год).

    Каким образом «ЛУКОЙЛ» планирует вернуть деньги ни в ОЖД ни в нефтяной компании не сообщают. «Это вопрос договоренности двух хозяйствующих субъектов, это их дело», - говорит Куклин. Он не исключает, что стороны смогли договориться о том, что «какие-то станции в какой-то определенной части могут принадлежать частному инвестору».

     

    Надо договариваться

    На сегодняшний день совпадают интересы всех сторон, причастных к строительству железнодорожных подходов к порту: и ОЖД, и владельцев порта, и регионального правительства. Все заинтересованы в развитии новых территорий, реализации инвестпроектов, привлечении капиталов и росте транспортных потоков. Весь вопрос - в договоренности. От того удастся ли инвесторам договориться с государственной структурой - РЖД, зависит судьба многих крупномасштабных проектов.

     

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен