• Home
  • Relevant Topics
  • Московские хозяева петербургских верфей готовы вернуться к идее холдинга
  • 2 июня 2005

    Московские хозяева петербургских верфей готовы вернуться к идее холдинга

     


     

    Одно из трех крупных судостроительных предприятий Санкт-Петербурга сменило собственника. Завод «Северная верфь» перешел под полный контроль Международного промышленного банка (Межпромбанк), распрощавшись со своим прежним акционером - холдингом «Новые программы и концепции» (НПК). На предприятии полностью сменен совет директоров, генеральный директор и весь высший менеджмент. Изменение руководства «Северной верфи» послужило причиной для возрождения идеи объединения судостроительных предприятий Петербурга в единый холдинг.

     

    Ценная верфь

    «Северная верфь» стоит в ряду старейших судостроительных предприятий России. Завод образован еще в 1912 году и традиционно специализируется на строительстве надводных военных кораблей, а так же небольших гражданских грузовых судов. В силу того, что предприятие входит в состав военно-промышленного комплекса России, финансовые показатели его деятельности в полном объеме не разглашаются. Известно, что выручка «Северной верфи» за прошлый год составила 1,176 млрд. руб., а убыток за тот же период - 254,4 млн. руб. Однако цена вопроса просматривается достаточно легко . портфель заказов предприятия на сегодняшний день превышает $2 млрд.

    Бывшего собственника «Северной верфи» - холдинговую компанию «НПК» начали «теснить» с завода еще в начале 2003 года. Тогда в конфликте за судоверфь столкнулись интересы НПК, Межпромбанка и компании «Ринако», управляющей активами финансовой группы МДМ. Акции предприятия меняли собственников, в итоге, к лету этого года Межпромбанк и НПК поделили судоверфь пополам. Но уже в сентябре текущего года владельцем контрольного пакета акций стала «Объединенная промышленная корпорация» (ОПК), управляющая активами Межпромбанка. При этом НПК полностью вышел из состава акционеров предприятия, продав свои акции Межпромбанку.

     

     

    Кадры переставили

    Нового руководителя «Северной верфи» Александра Бузакова Межпромбанк пригласил с ФГУП «Адмиралтейские верфи», и с 1 ноября назначил генеральным директором завода. На государственных верфях Бузаков занимался в основном подводным судостроением, занимая должность главного инженера. Затем, 6 ноября на внеочередном собрании акционеров ОАО «Северная верфь» был назначен новый состав совета директоров компании. Все представители НПК покинули кресла директоров «Северной верфи». Возглавил новый состав совета директоров Александр Гнусарев, занимающий аналогичный пост в ОПК. Бывший председатель совета директоров судоверфи Андрей Курасов остался на предприятии в должности директора по маркетингу.

     

    Идея реанимирована

    Александр Гнусарев в сентябре этого года, после покупки контрольного пакета акций петербургского предприятия Межпромбанком, заявлял о том, что новый владелец верфи не исключает возможности объединения с другими петербургскими судостроительными заводами. В частности, не исключен вариант реанимации идеи по созданию крупного судостроительного холдинга на берегах Невы. Эта идея не нова. Впервые об объединении петербургских судостроительных мощностей заговорили лет 10 назад. Причем владелец главного конкурента «Северной верфи» - ОАО «Балтийский завод» - группа компаний «ИСТ» со своей стороны не исключает варианта слияния судостроительных предприятий Северной столицы. В начале 2004 года руководители группы «ИСТ» заявили о целесообразности укрупнения петербургской судостроительной отросли.

    Главный конкурент

    Балтийский завод так же входит в число старейших российских предприятий и имеет возможность выполнять военные заказы. Кроме того, завод специализируется на строительстве и модернизации ледоколов. Первое столкновение двух предприятий как конкурентов состоялось в январе 2002 года при проведении тендера на строительство эсминцев для Китая. Контракт на сумму $1,4 млрд. выиграл Балтийский завод. Однако через несколько месяцев итоги тендера пересмотрели . контракт передали «Северной верфи».

     

     

    Государственное звено

    Третье крупное судостроительное предприятие города - ФГУП «Адмиралтейские верфи» специализируется на строительстве дизельных подводных лодок, а так же выполняет гражданские заказы (в основном строит танкеры). Предприятие находится в тесном контакте со своим проектантом ЦКБ «Рубин». Завод отметил в этом году 300-летие. В настоящее время и «Адмиралтейские верфи» и ЦКБ «Рубин» находятся в собственности государства. Их приватизация без специального распоряжения президента не возможна, поскольку оба предприятия включены в список российских стратегических предприятий.

    По словам директора «Адмиралтейских верфей» Владимира Александрова приватизация завода целесообразна только совместно с ЦКБ «Рубин». «Но пока нам не дадут лицензии на прямую продажу наших подлодок за рубеж, минуя «Рособоронэкспорт», и мы не получим возможность торговать нашими лодками по всему миру, смысла в такой приватизации нет», - считает Александров. В то же время, «Адмиралтейские верфи» приступили к широкомасштабной модернизации своих мощностей. Стоимость всего проекта - почти $400 млн. Таких денег у верфей нет, а привлечение инвесторов со стороны для государственного предприятия, как известно, проблематично. Таким образом, в ближайшие годы государство встанет перед крупной делемой: либо профинансировать из госбюджета проект модернизации завода, сохранив тем самым его конкурентноспособность, либо разрешить приватизацию верфей с целью привлечения акционерного капитала.

     

    Объединиться смогут не все

    В начале ноября вопросы развития судостроительного комплекса Петербурга обсуждались в закрытом режиме на совещании в Смольном. Судьбу предприятий решали руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин, полномочный представитель президента на Северо-Западе Илья Клебанов, губернатор города Валентина Матвиенко и руководители петербургских верфей. Несмотря на отсутствие информации по итогам совещания можно предположить, что на первом этапе объединение заводов в судостроительный холдинг будет производится без участия ФГУПов.

    Советник вице-губернатора Петербурга Михаила Осеевского Евгений Горин в беседе с корреспондентом ИА «ПортНьюс» отметил, что «объединение судостроительных предприятий возможно, несмотря на их географическую удаленность». Причем Балтийский завод расположен практически в историческом центре города, что осложняет его работу - предприятию надо подвозить металл, завод должен потреблять электроэнергию. «Но мы имеем пример интеграции предприятий петербургской машиностроительной отросли в концерн «Силовые машины». Входящие в него заводы расположены в разных частях города, что не мешает управляющей компании концерна, расположенной в Москве, эффективно руководить своими производственными мощностями», - добавил Горин.

     

     

    На внешнем рынке холдингу проще

    «Внутренняя конкуренция между «Северными верфями» и «Балтийским заводом» не нужна никому. Особой потери при объединении заводов для внутреннего рынка так же нет, - считает аналитик инвестиционной компании «Тройка Диалог» Гайрат Салимов. - Конкурируя между собой, эти предприятия устраивают конкуренцию на мировом рынке. По моему мнению, укрупнение российского судостроения только положительно скажется на присутствии России на международном рынке гражданского судостроения. Однако гарантий получения новых заказов такое укрупнение все равно не даст».

    Новый директор «Северных верфей» в интервью одной из центральных газет заявил, что «на сегодняшний день никто четко не представляет себе - возможна ли такая интеграция. Все три предприятия недозагружены, и в первую очередь нужно решать именно эту проблему». Евгений Горин отметил, что «возможное объединение верфей подразумевает процесс интеграции производства, что положительно скажется на мировом имидже российского судостроения в целом, а, следовательно, повысит привлекательность наших предприятий и повлечет за собой новые заказы». Конечно, у «Северной верфи» и у «Балтийского завода» на сегодняшний день существуют различные проблемы, как производственного характера, так и во взаимоотношениях с федеральным центром. Однако «объединение предприятий экономически целесообразно. Оно приведет к оптимизации финансовых потоков на заводах, оптимизации технологических процессов, вопросов использования территорий и кадровых вопросов», - сказал Горин.

    Поскольку в машиностроении в последние годы наблюдается тенденция к укрупнению, то создание судостроительного холдинга - это процесс предсказуемый и естественный. Мелким компаниям сегодня на судостроительном рынке трудно получить контракты. Кроме того, современная промышленность требует новых дорогостоящих разработок. В случае их неудачи, риск разорения для мелких компаний более высок, - отмечает аналитик «Тройки Диалог».

     

     

     

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен