• Home
  • Relevant Topics
  • Экспорт природного газа: труба против моря
  • 8 февраля 2008

    Экспорт природного газа: труба против моря

    Газпром объявил об отказе от проекта «Балтийский СПГ» по строительству завода по производству сжиженного природного газа в Ленинградской области, посчитав его экономически неэффективным. Однако если «Газпром» решил сосредоточиться на других проектах в области добычи и транспортировки природного газа, то для его партнера «Совкомфлота» это может означать потерю значительного объема перевозок СПГ на экспорт, а в целом для отрасли - что портовых мощностей по перевалке СПГ на Северо-Западе пока не появится.


    В четверг вечером управление информации ОАО «Газпром» объявило о том, что правление компании признало нецелесообразным реализацию проекта «Балтийский СПГ» (Baltic LNG). Как заявил председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, проведенный детальный анализ показал, что строительство газопровода «Северный поток» (Nord Stream) и освоение Штокмановского месторождения, в рамках которого также планируется производство сжиженного природного газа, являются более конкурентоспособными. Поэтому решено было сосредоточить ресурсы компании на этих проектах. Как отмечает аналитик инвестиционной компании "Энергокапитал" Денис Демин, в силу масштабности планируемых инвестиционных вложений Газпрома и удорожания заемных средств, монополия все более щепетильно относится к расходам, и, судя по-всему, отказ от проекта Балтийский СПГ продиктован именно соображениями экономии. "Кроме того, в условиях роста привлекательности внутреннего рынка газа и возможного замедления динамики мирового спроса на голубое топливо (так, одним из оснвноых экспортных направлений по проекту было бы североамериканское, а перспективы американской экономики вызывают сильные опасения) Газпром все более взвешенно будет относится к экпортным проектам", - отмечает он.


    Балтийский СПГ должен был стать первым СПГ-заводом Газпрома, который строился бы с нулевой стадии. Специально для подготовки технико-экономического обоснования проекта в 2005 году было создано ООО «Балтийский сжиженный газ» (Baltic LNG Ltd.), 80% которого принадлежит «Газпром Германия», 20% - ОАО «Совкомфлот». Предполагалось, что в Ленинградской области будет построен завод по сжижению природного газа. В качестве вариантов размещения назывались различные районы, например, Усть-Луга, однако наиболее вероятным было строительство завода в Приморске рядом со входом в Балтийское море газопровода Nord Stream. Предполагаемая мощность завода в зависимости от количества очередей планировалась от 5 до 7,2 млн тонн СПГ в год. Общий объем инвестиций должен был составить $3,7 млрд. Не исключено, что причиной отказа от проекта послужило отсутствие договоренностей с партнерами по проекту - недавно стал о ясно, что Газпром не договорился о стратегическом сотрудничестве с алжирской Sonatrach, которая могла стать основноым партнером в проекте Балтийского СПГ. Так как сначала планировалось поставлять СПГ на североамериканский континент, то в качестве возможного партнера рассматривалась канадская Petro-Canada, затем в качестве потенциальных соинвесторов назывались испанская Iberdrola, итальянская Eni, британская BP и японская Mitsubishi. В сентябре правление Газпрома отправило проект на доработку, но еще в ноябре зампред правления Александр Медведев называл проект экономически эффективным. Начать работу завод должен был в 2011-2012 годах.


    С одной стороны, рынок СПГ сегодня считается весьма перспективным для развития, но хотя Россия имеет большие запасы газа и разветвленную сеть газопроводов, мощностей по производству сжиженного газа на территории страны нет, сейчас только ведется строительство завода СПГ в рамках проекта «Сахалин-2». Поэтому, с одной стороны, строительство завода в Ленинградской области на побережье Финского залива было бы логичным решением, т.к. позволило бы осуществлять его отправку по морю на экспорт. Однако эксперты полагают, что пропускная способность газопроводов на Северо-Западе России уже сейчас загружены. А увеличение пропускной способности газопроводов привело бы к увеличению стоимости тысячи кубометров до $100, что экономически неэффективно при реализации проекта. "Видимо, расширение мощностей по сжижению газа на основе Nord Stream и Штокмана будет более эффективным, нежели требующее развития региональной газовой системы строительство мощностей в рамках Балтийского СПГ", - отмечает Денис Демин.


    Отметим, что в рамках проекта «Балтийский СПГ» планировалось также строительство морского терминала по перевалке сжиженного природного газа для отправки за границу. Эксклюзивным транспортным агентом должна была стать компания «Совкомфлот», владеющая долей в проекте. Однако теперь от перевозок СПГ на Северо-Западе «Совкомфлоту», видимо, придется отказаться. Впрочем, эксперты отмечают, что потенциальные потери компании наверняка будут компенсированы ростом загрузки по другим направлениям. Отметим, что еще в 2004 году перевозки СПГ были названы приоритетным направлением развития «Совкомфлота». Фактически же на мировой рынок перевозок СПГ компания вышла в ноябре 2006 года после приобретения двух газовозов, работающих на зарубежных рынках. Кроме того, «Совкомфлот» совместно с японской NYK являются победителями тендера на транспортировку газа в рамках проекта «Сахалин-2». Сейчас достраивается третий газовоз для этого проекта, а в конце декабря 2007 года «Совкомфлот» и Sakhalin Energy создали совместное предприятие – компанию-оператора порта «Пригородное».


    На сегодняшний день на Северо-Западе России нет морских терминалов по перевалке сжиженного природного газа, как нет и заводов по его производству. Из портовых проектов, связанных с газом можно отметить проект «Сибура» по перевалке сжиженных углеводородных газов и «Новатэка» по перевалке стабильного газового конденсата – оба реализуются в порту Усть-Луга.

    Мария Мокейчева

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен