• 13 февраля 2008

    Архангельск растет на экспорт

    Большинство морских портов Северо-западного бассейна в 2007 году увеличили объем перевалки грузов. Грузооборот Большого порта Санкт-Петербург за 12 месяцев возрос на 10%, Калининграда – на 3,1%. Выборг и Высоцк увеличили прошлогодние показатели почти на треть. Отрицательную динамику продемонстрировал порт Мурманск (-5%), а Архангельск по итогам года практически удержал прошлогодние показатели (-0,6%).

     

    Экспортные направления

    По итогам 2007 года порт Архангельск обработал 5,2 млн. тонн грузов. За этот период стивидорные компании порта получили 457,5 тыс. тонн грузов (+10,5%), отправили - 4 786,4 тыс. тонн (-1,6%). По итогам года в порту как и всегда преобладали экспортные грузы (1 555,5 тыс. тонн) над импортными (287,1 тыс. тонн). В январе порт также сохранил преимущество экспортной позиции (147,379 тыс. тонн) над импортной (15,410,7 тыс. тонн) как по объемам перевалки, так и по динамике роста. За месяц прирост импортных грузов по отношению к прошлому году составил 15,8%, тогда как объем экспорта за этот период возрос более чем в четыре раза.

    Традиционно через порт Архангельск идет транзит экспортных углей, металлолома, картона, бумаги, леса, нефтепродуктов. Практически по всем этим видам грузов, за исключением нефтепродуктов, за год был снижен объем перевалки и восстановлен в январе 2008 года. Экспортный уголь за год сократился на 75,6% (40,2 тыс. тонн), каботажный уголь – на 8,2% (37,06 тыс. тонн). Перевалка металлолома снизилась на 34,2% в структуре экспорта (139,9 тыс. тонн) и на 28,9% в структуре отправленного каботажа (4,1 тыс. тонн).

    Перевалку этих двух видов грузов большей частью осуществляет ОАО “Архангельский морской торговый порт” (АМТП), на долю которого приходится почти треть всех обрабатываемых портом Архангельск грузов. Грузопереработка крупнейшей стивидорной компании АМТП за минувший год осталась на уровне 2006 год – 1,4 миллиона тонн грузов. В самой компании такую динамику связывают со снижением морского экспорта продукции лесопромышленного комплекса. Груз ушел на железную дорогу, но его потеря была компенсирована за счет импорта, в частности широкоформатной листовой стали (200 тыс. тонн). Однако уже в январе грузооборот компании увеличился более чем на 60% до 109,4 тыс. тонн различных грузов. Как пояснили ИАА “ПортНьюс” в компании, увеличение грузооборота по сравнению с январем прошлого года связано с развитием транзита экспортных углей. В текущем году компания планирует увеличить объем каботажных перевозок в Арктическом направлении. Именно грузы арктического направления по планам компании на текущий год должны составить около 600 тысяч тонн - почти половину грузооборота. Базовый объем грузоперевалки ранее во многом создавали грузы “Норильского никеля”. Однако в конце 2007 года АМТП подписал договор с компанией “Газпром”, который должен определить сотрудничество в ближайшие годы. Коммерческий директор ОАО “Архангельский морской торговый порт” Виктор Воробьев в одном из своих интервью отметил, что “Арктика – это гарантированная грузовая база и гарантированный объем”. По его словам, поставки в Заполярье в будущем могут стать для Архангельского морского торгового порта основным направлением и значительно потеснить экспорт лесных грузов, еще совсем недавно считавшихся основой благополучия портовиков. Кроме того, на текущий год в компании фактически подтвержден объем широкоформатной стали на прошлогоднем уровне.

    За прошедший год в Архангельске произошел спад еще по двум традиционным для порта позициям: по объему перевалки леса (-10,2% до 576,8 тыс. тонн) и целлюлозы с бумагой (-20,5% до 98,760 тыс. тонн).

     

    Мимо порта?

    За минувший год в структуре импорта контейнерооборот возрос на 23% до 57,584 тыс. тонн. В экспортном направлении перевалка контейнеров увеличилась на 39% до 60, 9 тыс. тонн. В структуре каботажа, как прибывшего (3,873 тыс. тонн), так и отправленного (76, 86 тыс. тонн) оборот контейнеров, напротив снизился на 54% и 9% соответственно. Эта же тенденция сохранилась по итогам января 2008 года: в экспортном направлении контейнерооборот возрос в 7,7 раза до 4,18 тыс. тонн, в импортном – на 49% до 3,1 тыс. тонн. Объем отправленных каботажных контейнеров снизился почти в 11 раз до 0,8 тыс. тонн.

    Однако несмотря на увеличение контейнерооборота в экспортном и импортном направлениях, эксперты не рассчитывают, что в порту в ближайшее время будет налажен регулярный контейнерный поток. “Перевалка контейнеров в Архангельске составляет очень незначительную величину, поэтому высокий процент роста в этом случае не показателен”, - считает директор по развитию научно-производственного предприятия “Морское строительство и технологии” (Санкт-Петербург) Сергей Семенов.

    Архангельск изначально занимает не самое удачное географическое положение, как, например, Санкт-Петербург. Порт расположен вне транзитных потоков контейнеров, и отчасти поэтому он заведомо менее выгоден для грузовладельцев, чем порты стран Балтии. Кроме того, сложная ледовая обстановка накладывает дополнительные ограничения на работу контейнеровозов. Оценивая некоторое увеличение контейнерооборота, Семенов предположил, что оно могло произойти за счет перевозки в контейнерах традиционных для Архангельска грузов – леса и пиломатериалов. “Кроме того, - отметил Семенов, - мощности Балтийских портов на сегодняшний день переполнены и возможно, за счет увеличения контейнерного потока по Балтике в целом, часть грузов стала каплями попадать в Архангельск”.

     

    Нефтепродукты снова лидируют

    Перевалка нефтепродуктов в Архангельске в 2007 году увеличилась практически во всех направлениях. Лишь в структуре прибывшего каботажа произошел незначительный спад на 1,8% (8,8 тыс. тонн). В структуре отправленного каботажа нефтеналивные грузы составили 256,0 тыс. тонн. Это нефть, которую НК “Роснефть” направляет небольшими танкерами-челноками на терминал “Белокаменка” в Кольском заливе. Объем перевалки нефтепродуктов на экспорт увеличился в 6,5 раз до 616,1 тыс. тонн. ОАО “НК “Роснефть Архангельскнефтепродукт” (НК “Роснефть” принадлежит 75,42% акций ОАО “Роснефть Архангельскнефтепродукт”) отправляет на экспорт в основном дизельное топливо и газовый конденсат, которые подвозятся по железной дороге, и через порт Архангельск направляются преимущественно в порт Роттердам. В 2006 году значительный спад по этой позиции произошел из-за реконструкции сливной железнодорожной эстакады: почти восемь месяцев терминалы были закрыты на ремонт, что и повлекло низкие показатели в перевалке нефтепродуктов. Однако, возобновив работу терминала в конце 2006 года, порт снова вернул высокие показатели в перевалке нефтепродуктов.

    Чаусова Лариса. 

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен