• 10 августа 2022

    Дальнему Востоку добавят портов


    Суммарные мощности портов Дальнего Востока по заявленным инвестпроектам вырастут почти на 30 млн тонн в течение двух лет. На фоне разворота экспорта в сторону дальневосточных ворот России наибольший прирост мощностей ожидается в Приморском крае и на Камчатке.

    К 2026 году, отмечают эксперты, порты смогут обслуживать дополнительно как минимум 45 млн тонн грузов, однако, подчеркивают они, сроки реализации ряда инвестпроектов в нынешние времена не обсуждают публично.

    Прирост мощности портовой инфраструктуры в Приморском крае составит 4,55 млн тонн в год в 2022 году и 12 млн тонн в 2023 году, а в Камчатском крае —10,85 млн тонн в год в 2023 году (еще 0,3 млн тонн в 2024 году и 11,15 млн тонн в 2025 году), следует из данных предоставленных по запросу ИАА «ПортНьюс» ФГУП «Росморпорт». Развитие портов будет обеспечено за счет строительства специализированного угольного перегрузочного комплекса в районе мыса Открытый (УК «Востокуголь», 4,55 млн тонн, 2022 год), строительства нового специализированного порта в бухте Суходол (АО «ХК «СДС-Уголь», 12 млн тонн, 2023 год), а также перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в бухте Бечевинская (Камчатский край, НОВАТЭК и «Росморпорт», 10,85 млн тонн на первом этапе, 2023 год).

    В Хабаровском крае прирост мощностей портовой инфраструктуры в 2023 году составит 0,43 млн тонн, еще дополнительно 12 млн тонн будет обеспечено в 2024 году, более 12 млн тонн — в 2025 году и 10 млн тонн — в 2030 году. В регионе планируется увеличить мощности перевалки АО «Дальтрансуголь» (12 млн тонн на первом этапе в 2024 году) и построить угольный перегрузочный комплекс в бухте Мучке (АО «ВаниноТрансУголь», 12 млн тонн, 2025 год).

    На Сахалине планируется увеличить мощности порта Корсаков на 8,25 млн тонн в год, а также построить комплекс по производству СПГ в Поронайске (14 млн тонн в год, 2026 год). Эти и другие проекты в итоге обеспечат дополнительные портовые мощности в объеме 0,78 млн тонн в 2023 году, 14 млн тонн — в 2026 году и 8,25 млн тонн в 2028 году.

    Председатель комитета инвестиционных программ развития портовой инфраструктуры и производственных вопросов Ассоциации морских портов (АСОП) Дмитрий Морозов отмечает, что подсчеты основаны только на тех проектах, которые входят в комплексный план. При этом, строительство портовых мощностей анонсировали «Эльгауголь» и «Коулстар», что может в сумме дать более 70 млн тонн грузов на Дальний Восток. Таким образом, только к 2026 году будет как минимум 45 млн тонн дополнительных мощностей, а вместе с другими проектами до 100 млн тонн, полагает эксперт.

    Летом 2022 года также были презентованы несколько проектов портов на Дальнем Востоке. Например, Находкинский завод минеральных удобрений заявлял о строительстве терминала для перевалки метанола мощностью 1,8 млн тонн. Кроме этого, FESCO рассказала о новом зерновом терминале на базе «Порта Гайдамак» (Владивосток). Терминал должны ввести в эксплуатацию в 2023 году, мощность - 400-600 тыс. тонн в год. В июле губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев заявил о том, что в районе поселка Заветы Ильича намерены построить новый универсальный порт. Еще в 2020 году «Русатом Карго» (предприятие госкорпорации «Росатом») анонсировала строительство контейнерного хаба на Дальнем Востоке и судна для этого. Сообщалось, что с 2024 года планируется начать пилотную эксплуатацию проекта c объемом перевозок 8-10 млн тонн в год. Традиционные игроки на рынке Дальнего Востока — СУЭК и УГМК — также объявляли о планах расширения терминалов как в сегменте угля, так и контейнерных грузов.

    «Сроки частных проектов по нынешним временам не обсуждаются публично», — говорит Дмитрий Морозов. В 2022 году производственная мощность российских морских портов увеличится на 65,2 млн тонн (5,2%) до 1,3 млрд тонн грузов по сравнению с 2021 годом, приводили данные в Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) со ссылкой на Росморречфлот. При этом грузооборот морских портов России в январе-декабре 2021 года составил 835,2 млн тонн, увеличившись на 1,7% в сравнении с итоговым показателем 2020 года, сообщали в АСОП. Таким образом, возможности портов намного превышают фактический грузопоток. В течение первого полугодия после начала специальной военной операции России на Украине грузопоток сохранился на уровне 2021 года, составив 412,1 млн тонн. По прогнозу Росморречфлота, общегодовой показатель перевалки грузов в морских портах может снизится лишь незначительно. «Все усилия брошены на то, чтобы обеспечить экспорт ресурсов из России», — заключает собеседник «ПортНьюс» в отрасли.


Author

Yana Wojciechowska

editor@portnews.ru

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен