• 8 октября 2008

    Портовый вариант для Архангельска

    В Архангельской области сегодня реализуется один из важнейших проектов по развитию портовой инфраструктуры России. Администрация области планирует строительство нового глубоководного порта в районе губы Белого моря у острова Мудьюг. Согласно концепции, порт сможет обрабатывать 30 млн тонн грузов в год с возможностью обслуживания судов с дедвейтом до 100 тыс. тонн. В дальнейшем планируется увеличение пропускной способности порта до 50 млн тонн.

     

    Проект стартовал

    До недавнего времени создание порта было лишь перспективным, но никем не утвержденным планом. Но на VII Инвестиционном форуме в Сочи между генеральным директором ООО "Проектно-строительная компания "Трансстрой" Юрием Рейльяном и генеральным директором Межрегиональной Инвестиционной компании "Северо-Запад-Прикамье" Юрием Демочкиным было подписано соглашение о проектировании и строительстве железнодорожной магистрали "Белкомур" и глубоководного порта в Архангельске. Для реализации проектов, включенных в комплексную программу, стороны планируют создать совместные предприятия.

     

    Новый глубоководный порт в Архангельске рассматривается как часть Северного морского пути. Грузо­оборот порта составит 28 млн. тонн в год с дальнейшим выходом на перевалку до 50 млн. тонн и возможностью принимать суда с дедвейтом до 100 тыс. тонн. Планируется, что длина подъездной дороги до Архангельского глубоководного порта составит 55 км. Автомобильная дорога длиной 45 км пройдет параллельно. Объем инвестиций составит 31 млрд. рублей, из которых 5 млрд. рублей на строительство канала предусмотрено из государственного бюджета.

    Новый порт под Архангельском будет специализироваться на работе с контейнерами, насыпными грузами, а также обеспечивать поддержку работ на северных нефтегазовых месторождениях.

     

    В увязке с “Белкомуром”

    По оценке экспертов, одной из главных трудностей в реализации проекта является отсутствие достаточного количества железнодорожных и автомобильных подходов. Архангельская область занимает выгодное географическое положение, располагаясь на стыке реки и моря, но актуальным остается вопрос развития морской и речной транспортной инфраструктуры.

     

    Как рассказал ИАА “ПортНьюс” директор по развитию Научно-производственного предприятия "Морстройтехнология" Сергей Семенов, строительство нового порта необходимо рассматривать комплексно со строительством магистрали “Белкомура” (Белое море – Коми – Урал), которая должна обеспечить грузовую базу порту и соединить регионы Урала и Сибири с портами Северо-Запада в обход центра России, что позволит уменьшить путь доставки. “Тогда расстояние доставки грузов по железной дороге будет соизмеримо по условиям доставки с портом Санкт-Петербург, - рассказал Семенов. – В этом случае Архангельск по некоторым видам грузов сможет конкурировать с Петербургом”. Без увязки к проекту “Белкомур” грузы будут доставляться сначала до Москвы и только потом в Архангельск.

     

    Магистраль "Белкомур" на 800 км сократит путь товарных поездов из Сибири к портам Белого моря и снизит постоянные затраты предприятий на перевозки. Стоимость строительства железнодорожной ветки оценивается примерно в 100 млрд. рублей. В настоящее время завершается процедура подачи заявки в Инвестиционный фонд РФ на финансирование разработки проекта "Белкомур". На подготовку всех документов затрачено порядка 150 млн. рублей. Строительство железной дороги "Белкомур" уже включено в стратегию развития железнодорожного транспорта России до 2030 года.

     

    Начальник отдела оценки рисков ЗАО "Рейтинговое агентство AK&M" Сергей Яркоев, оценивая ИАА “ПортНьюс” выгоды от данного проекта отмети, что решаются очень серьезные проблемы: Урал еще теснее будет связан с Центральной Россией, Коми и Архангельской областью, испытывающей трудности с инфраструктурой. “Это дополнительный торговый и, что важно, дешевый маршрут, а нефтегазодобывающие регионы получат еще более прочную связь с поставщиками продовольствия, товаров, оборудования”, - считает Яркоев.

    Софья Винарова

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен