• Home
  • Relevant Topics
  • «Совкомфлот»: новаторство и преемственность
  • 22 марта 2023

    «Совкомфлот»: новаторство и преемственность

    Судоходная отрасль России  в марте отмечает знаменательную дату: 50 лет как в стране  впервые обратились к практике  коммерческих операций по фрахтованию иностранных судов с правом их последующего выкупа. Это событие и положило начало «Совкомфлоту» — ​флагману отечественного судоходства и одной из крупнейших танкерных компаний мира.

    Новаторский в условиях плановой советской экономики подход придал импульс для обновления и пополнения отечественного торгового флота, заложил основу для создания «Совкомфлота» и формирования его уникальной деловой культуры.

    В начале 1970-х годов СССР столкнулся с дефицитом флота для перевозки больших объемов импортного зерна. Суда предлагалось фрахтовать на мировом рынке по высоким ставкам, что стало бы дополнительной статьей расходов для отечественной экономики. Собственного флота при этом не прибавлялось. В этих условиях председатель внешнеторгового объединения «Совфрахт» Николай Иванович Зуев выступил со смелой инициативой. В условиях плановой экономики он предложил фрахтовать иностранные суда без экипажей (в судоходстве термин носит название «bareboat») на основе долгосрочного лизинга, или так называемого бербоут-чартера, с правом выкупа судов в собственность после полной оплаты стоимости. Оплата осуществлялась из заработанного бербоутными судами фрахта. Это означало, что впоследствии суда смогут перейти в собственность СССР и будут ходить под его государственным флагом.

    Вместе с легендарным министром морского флота Тимофеем Борисовичем Гуженко они подготовили докладную записку на имя Председателя Совета Министров СССР, в которой изложили эту инициативу. В разработке идеи также участвовал заместитель министра морского флота — ​Владимир Иванович Тихонов. Председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин данную инициативу поддержал.

    «…Важной вехой в истории российского судоходства стал 1973 год, когда в целях обеспечения надежной морской транспортировки важных внешнеторговых грузов Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин поддержал предложение Министерства морского флота СССР о фрахтовании иностранных судов с правом их выкупа. В течение последующих 15 лет на коммерческой основе, без использования бюджетных средств, для советских пароходств были приобретены более 100 судов», — ​отмечает в своем обращении по поводу юбилейной даты председатель правительства РФ Михаил Мишустин.

    Ну а первыми судами, приобретенными по новой схеме, стали два небольших балкера дедвейтом около 40 тыс. тонн каждый — ​«Совфрахт» и «Совинфлот». За 10 лет работы эти суда принесли государству прибыль в размере 30 миллионов инвалютных рублей.

    Подход, внедрению которого способствовали руководители Минморфлота СССР, позволил существенно обновить флот, ввести в практику работы отечественных судоходных компаний самые современные системы технического, коммерческого и финансового менеджмента.

    Приобретенные в последующие 15 лет по схеме бербоут-чартера различные типы судов передавались в эксплуатацию советским пароходствам, таким образом пополнялся и развивался торговый флот страны. В дальнейшем подразделение «Совфрахта», которое занималось бербоутными операциями, было выделено в отдельную структуру — ​внешнеторговое объединение «Совкомфлот», а затем в 1988 году было преобразовано в АКП «Совкомфлот» и стало одним из первых акционерных обществ современной России.

    «Начав как небольшое подразделение коммерческих операций при «Совфрахте», «Совкомфлот» в 1988 году одним из первых в современной России получил статус акционерного общества, а в XXI веке стал крупнейшей судоходной компанией страны. При этом не изменилось главное: «Совкомфлот» всегда работал в интересах страны и обеспечивал меняющиеся потребности отечественной экономики и внешней торговли, опираясь на традиции российской морской школы и лучшие мировые практики», — ​говорит председатель Совета директоров ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк.

    Основными приоритетами деятельности СКФ были и остаются соблюдение высочайших стандартов операций в море и на берегу, безопасности мореплавания и качества услуг, предоставляемых нашим клиентам и деловым партнерам», — ​подчеркивает генеральный директор ПАО «Совкомфлот» Игорь Тонковидов.

    Сегодня ПАО «Совкомфлот» — ​одна из крупнейших танкерных компаний мира, лидер морской транспортировки энергоносителей, которая участвует в обслуживании крупных индустриальных проектов: «Сахалин‑1», «Сахалин‑2», «Варандей», «Приразломное», «Новый Порт», «Ямал СПГ», «Арктик СПГ 2».

    Успех «Совкомфлота» опирается на опыт коммерческих операций, накопленный с 1973 года, и напрямую связан с судьбоносным решением Алексея Николаевича Косыгина.

    «Вызывает глубокое уважение то, что в «Совкомфлоте» помнят и чтят тех, кто стоял у истоков: Тимофей Борисович Гуженко, Владимир Иванович Тихонов, Николай Иванович Зуев, Георгий Александрович Маслов, Геннадий Давыдович Герасимчук, Вадим Дмитриевич Корнилов», — ​отмечает президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Российская палата судоходства» Алексей Клявин. Все, что сделано поколением отцов-основателей «Совкомфлота», служит хорошим образцом того, как следует находить и продвигать новаторские решения, заложившие фундамент компании.

    «Не сомневаюсь, что пример служения своей стране, морскому флоту России этих выдающихся руководителей отрасли и замечательных людей станет источником вдохновения для нынешнего и будущего поколений профессионалов морской отрасли», — ​уверен Сергей Франк.

    Фото предоставлены пресс-службой ПАО «Совкомфлот»

Author

Nadegda Malysheva

mn@portnews.ru

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен