• Home
  • Relevant Topics
  • Красная зона в Красном море: цена на перевозку может вырасти вдвое
  • 18 декабря 2023

    Красная зона в Красном море: цена на перевозку может вырасти вдвое

     

    Инфографика ПортНьюс

    Традиционный южный маршрут, пролегающий через Суэцкий канал, становится все более опасным. Атаки хуситов на суда уже привели к приостановке судоходства в Красном море, ряд крупнейших контейнерных линий перенаправляет суда на маршруты вокруг Африки, существенно повышая издержки на перевозку, которые могут возрасти до двух раз.

    Ежедневно более 50 судов проходят через Суэцкий канал, перевозя товары на миллиарды долларов в Северную Европу, Средиземноморье (перевозки по маршруту Азия-Европа составляют около 70% всех перевозок через канал) и на Восточное побережье Северной Америки. Теперь эта ключевая для мировой торговли трасса оказалась под угрозой закрытия.

    Хуситы – это шииты (направление в исламе) Йемена, которые подняли восстание против правительства страны в 2004 году, а в 2015 году захватили столицу Сану, установив фактический контроль над государством. Саудовская Аравия во главе с коалицией суннитских (другое направление в исламе) арабских государств в том же году начала военную операцию в Йемене против хуситов, которая, впрочем, не привела к значимым результатам. Хуситские власти не признаются ООН, при этом считается, что они пользуются поддержкой со стороны также шиитского Ирана.

    Почему хуситы нападают на суда?

    Хуситы, как и Иран, занимают резко антизападную и антиизраильскую позицию и при этом находятся в напряженных отношениях с суннитскими арабскими странами.

    Нападения на суда в Красном море хуситами производились на протяжении многих лет в ответ на действия саудовской коалици, поддержанной США. С началом военной операции Израиля в Секторе Газа хуситы заявили, что будут атаковать любые суда, перевозящие грузы в Израиль, после этого нападения резко участились. Они совершаются с использованием беспилотников и ракет, что отличает данные инциденты от привычных пиратских нападений. Если с пиратами удалось эффективно бороться, размещая на судах вооруженную охрану и патрулируя опасные зоны военными кораблями, то в случае с хуситами приходится иметь дело фактически с целым государством, имеющим в своем арсенале гораздо более широкий арсенал сил и средств, позволяющий им успешно противостоять даже военным кораблям.

    Как влияют нападения на международное судоходство?

    Недавнее нападение хуситов на контейнеровоз MSC Palatium III, которое привело к пожару на судне и выводу его из работы, стало «последней каплей» для мировых линейных операторов (таких как Maersk, Hapag Lloyd, MSC, CMA CGM, OOCL), которые один за другим стали заявлять о приостановке движения через Красное море и Суэцкий канал и перенаправлении судов на маршрут через Мыс Доброй Надежды вокруг Африки.

    Отметим, что путь вокруг Африки в среднем на 9 тыс. км длиннее (при перевозке в Северную Европу), чем через Суэкий канал. Это означает не только большие сроки доставки, но и повышенные издержки. Так, по грубым подсчетам, на средний контейнеровоз придется дополнительно потратить только в одну сторону порядка $1,2 млн на закупку топлива, к этому стоит добавить затраты  на приобретение других судовых припасов, страховку, зарплаты экипажу и т. д. По оценкам экспертов, все это может повысить затраты на перевозку на десятки процентов (вплоть до 100%) по сравнению с прежними.

    По данным Linerlytica, общая вместимость контейнеровозов на Суэцком маршруте в настоящее время составляет 8,25 млн TEU, что составляет 29,3% мирового флота. Если все эти суда будут вынуждены отклониться от Суэцкого маршрута к Мысу Доброй Надежды, то это увеличит общее время транзита примерно на 30% и повысит глобальный спрос на мощность флота как минимум на 2,5 млн TEU, что эквивалентно 9% от текущей мощности мирового контейнерного флота. Воздействие будет сильнее, если скорость судов не будет увеличена, чтобы минимизировать задержки по расписанию. Однако при увеличении скорости резко возрастут расходы на бункерное топливо.

    Причем это происходит на фоне ухудшающейся конъюнктуры на рынке морских контейнерных перевозок, где наблюдался обвал спотовых ставок фрахта.

    Как прокомментировал заместитель генерального директора  – финансовый директор «Совкомфлота» Александр Вербо на форуме «Новая экономика  – от адаптации к инновациям», в настоящий момент каких-то решений внутри компании из-за событий в Красном море не принято. «Суэцкий канал  – один из ключевых маршрутов, по которым транспортируется российская нефть, будем внимательно следить»,  – сказал он (цитата по «Интерфакс»).

    По мнению зарубежных отраслевых аналитиков, ракетные атаки хуситов и удары беспилотников по торговым судам, проходящим через Красное море и Аденский залив, могут спровоцировать глобальный кризис в цепочке поставок.

    Так, главный аналитик платформы сбора данных о морских контейнерных перевозках Xeneta Питер Сэнд считает, что ситуация может иметь серьезные последствия для глобальных цепочек поставок: «все суда, проходящие транзитом через Суэцкий канал, должны проходить через Красное море и Аденский залив, и ополчение хуситов ясно дало понять, что любое судно является мишенью. Я не верю, что Суэцкий канал закроется, однако, если произойдет дальнейшая значительная эскалация, то мы не можем этого исключать, даже если это всего на несколько дней. Еще в 2021 году во время данного инцидента мы увидели серьезные последствия закрытия Суэцкого канала. Цепочки поставок погрузились в хаос, и потребовались месяцы, чтобы восстановить порядок. Индустрия морских перевозок сильно пострадала от инцидента (посадки на мель  – Ред.) с Evergreen и откровенно боится любой ситуации, которая угрожает закрытию Суэцкого канала».

    По мнению Питера Сэнда, тарифы на морские перевозки грузов возрастут примерно на 100%.

    По мнению опрошенных «ПортНьюс» российских участников логистического рынка, все будет, как и раньше, определяться спросом и предложением, при этом интерес к альтернативным путям доставки товаров будет расти. В этой связи новый долгосрочный импульс к развитию могут получить маршруты, пролегающие через Россию, а также Северный морской путь.

    Как может развиваться ситуация?

    Всемирный совет судоходства, состоящий из крупных линейных морских перевозчиков, призвал мировое сообщество к решительным действиям для прекращения атак в Красном море.

    «Всемирный совет по судоходству глубоко встревожен и озабочен эскалацией кризиса в области безопасности, разворачивающегося в регионе Красного моря. Вызывающий тревогу всплеск нападений на суда создает непосредственную угрозу безопасности и жизни моряков в этих водах. Право на свободу судоходства является основополагающим правом по международному праву и должно быть гарантировано. Всемирный совет по судоходству настоятельно призывает мировое сообщество предпринять решительные действия для защиты моряков и свободы судоходства. Настало время для решительного международного вмешательства», — говорится в заявлении.

    В свою очередь, американские СМИ со ссылкой на источники в администрации президента США сообщили, что рассматривается возможность проведения военной операции против хуситов.

    В случае развития ситуации по пути эскалации может произойти новое вторжение в Йемен, причем на этот раз еще более широкой коалиции, к которой, скорее всего, примкнет и Египет, чья экономика в значительной степени зависит от судоходства по Суэцкому каналу. В этом случае ситуация может эволюционировать в затяжной конфликт, а регион Красного моря надолго превратится в зону высоких военных рисков.

    В более мягком варианте будет усилено патрулирование военными кораблями разных стран (прежде всего США) Красного моря, оснащенными вооружением для борьбы с беспилотниками и ракетами.

    Наконец, может быть достигнута и некая договоренность с хуситами, которые в обмен на прекращение атак могут попытаться выторговать себе какие-либо преференции или международное признание.

Author

Vitaliy Chernov

news@portnews.ru

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен