• Право есть, но как его реализовать? О том, как пробел в налоговом законодательстве может встать на пути у судовладельцев.

    27 ноября 2019

    Всем известны декларируемые Конституцией Российской Федерации[1] права и свободы, в том числе то, что «каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами» (п. 2 ст. 35). Однако не всегда достаточно предусмотреть наличие субъективного права (возможности действовать определенным образом), важно определить механизм реализации такого право, то есть предусмотреть порядок, как «претворить право в жизнь».

    Морские суда (в принципе, как и иные суда вне зависимости от районов плавания) относятся к недвижимым вещам, подлежащим государственной регистрации. В соответствии с п. 1 ст. 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации[2] (далее – КТМ РФ) судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации: Государственном судовом реестре, реестре маломерных судов, бербоут-чартерном реестре, Российском международном реестре судов, Российском открытом реестре судов, реестре строящихся судов.

    Наличие проблемы. Действующее законодательство Российской Федерации, касающееся регистрации морских судов в Российском международном реестре судов (далее – РМРС), не препятствует регистрации в РМРС судов валовой вместимостью менее 80 единиц (не всегда судовладельцы заинтересованы в наличии «большого» флота, маломерные суда также пользуются определенной популярностью, а регистрация их именно в РМРС еще и даёт судовладельцу определённые преимущества). Однако, на практике в случае, когда судовладелец изъявлял желание зарегистрировать в РМРС судно, валовая вместимость которого не превышает 80 единиц, он мог столкнуться с отказом портовых властей в такой регистрации.

    При этом, перечень судов, которые могут быть зарегистрированы в РМРС, приведенный в п. 7 ст. 33 КТМ РФ, сформулирован исходя из целей, для которых судно в дальнейшем будет использовано, а не его технических характеристик. Требования к минимальному объему вместимости судна, установленные в пп. 4 п. 7 ст. 33 КТМ РФ, относятся исключительно к несамоходным судам.

    КТМ РФ установлено, что регистрация судов, в том числе в РМРС, осуществляется в соответствии с «Правилами государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов», утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области транспорта[3].

    Одним из условий регистрации судов в РМРС и последующего ежегодного продления регистрации судна в указанном реестре, является предоставление подтверждения об уплате государственной пошлины (ст. 36 КТМ РФ). В соответствии с пп. 108 п. 1 ст. 333.33 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации[4] (далее – НК РФ) за государственную регистрацию судна в РМРС государственная пошлина уплачивается исходя из валовой вместимости судна и расчет госпошлины исчисляется при валовой вместимости судна от 80 единиц и свыше:

    «108) за регистрацию судов в Российском международном реестре судов:

    -  при валовой вместимости судна от 80 единиц валовой вместимости до 3 000 единиц валовой вместимости включительно - 85 000 рублей плюс 9,4 рубля за каждую единицу валовой вместимости;

    -  при валовой вместимости судна свыше 3 000 единиц валовой вместимости до 8 000 единиц валовой вместимости включительно - 87 000 рублей плюс 8,8 рубля за каждую единицу валовой вместимости;

    -  при валовой вместимости судна свыше 8 000 единиц валовой вместимости до 20 000 единиц валовой вместимости включительно - 155 000 рублей плюс 5,0 рубля за каждую единицу валовой вместимости;

    -  при валовой вместимости судна свыше 20 000 единиц валовой вместимости - 215 000 рублей плюс 3,2 рубля за каждую единицу валовой вместимости».

    Таким образом, мы видим, что в действующем налоговом законодательстве попросту не предусмотрен размер государственной пошлины за регистрацию в РМРС судов при валовой вместимости менее 80 единиц. Установление таких ограничений на момент создания РМРС было обусловлено существующей международной морской практикой в области регистрации судов и отвечало реалиям времени создания РМРС в России, однако на сегодняшний день существующая правовая коллизия существенно затрудняет осуществление деятельности судоходных компаний, ведь спрос на такую регистрацию есть.

    Что происходит на практике? В связи с отсутствием нормативно правового урегулирования данной проблемы на практике различные морские порты, осуществляющие регистрацию судов в РМРС, действуют по-разному: в одних портах регистрация судна, валовой вместимостью менее 80 единиц, возможна, при этом, необходимо предоставить платежное поручение, подтверждающее уплату государственной пошлины за регистрационное действие в минимальном размере (рассчитанную как за регистрацию судна 80 единиц валовой вместимости), в других портах при расчете государственной пошлины исходят из реальной валовой вместимости судна, в некоторых и вовсе отказывают в регистрации.

    Между тем, согласно разъяснению Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов Российской Федерации[5] «отсутствие размера госпошлины для регистрации в РМРС для судов менее 80 единиц не препятствует самой регистрации». Данная формулировка является достаточно пространной. Так, по мнению Министерства транспорта Российской Федерации[6], «данное письмо не только не устанавливает права потенциального заявителя оплатить госпошлину в размере как за регистрацию судна валовой вместимостью 80 единиц, но и не содержит никаких рекомендаций по разрешению данного вопроса».  

    Попытка всё исправить. Как говорил известный британский экономист Джон Мейнард Кейнс: «Спрос рождает предложение». Так, для устранения пробела в налоговом законодательстве Министерством транспорта Российской Федерации был разработан проект федерального закона «О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»[7], предусматривающий установление размера государственной пошлины за регистрацию в РМРС судов валовой вместимостью менее 80 единиц. Статья 1 вышеупомянутого проекта федерального закона гласит:

    «В пункте первом статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации:

    а) первый абзац подпункта 108 пункта 1 изложить в следующей редакции

    "108) за регистрацию в Российском международном реестре судов:

    - самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее 55 киловатт или несамоходных судов при валовой вместимости судна от 80 единиц валовой вместимости до 3 000 единиц валовой вместимости включительно - 85 000 рублей плюс 9,4 рубля за каждую единицу валовой вместимости"; …

    в) первый абзац подпункта 109 статьи изложить в следующей редакции:

    "109) за ежегодное подтверждение регистрации в Российском международном реестре судов:

    - самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее 55 киловатт или несамоходных судов при валовой вместимости судна от 80 единиц валовой вместимости до 8 000 единиц валовой вместимости включительно - 25 000 рублей плюс 22,4 рубля за каждую единицу валовой вместимости; …».

    Таким образом, Минтрансом России за регистрацию в РМРС самоходных судов валовой вместимостью менее 80 единиц предлагается установить государственную пошлину в размере 85 000 рублей плюс 9,4 рубля за каждую единицу валовой вместимости, а за ежегодное подтверждение регистрации такого судна в РМРС в размере 25 000 рублей плюс 22,4 рубля за каждую единицу валовой вместимости.

    На сегодняшний день проект федерального закона находится в стадии разработки и ещё не внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, однако мы надеемся, что это будет сделано в ближайшее время. Устранение пробела в налоговом законодательстве позволит судовладельцам беспрепятственно регистрировать в РМРС самоходные суда, валовой вместимостью менее 80 единиц (безусловно, при условии соблюдения требований правил регистрации), что, без сомнений, будет благоприятным образом влиять на предпринимательскую деятельность судоходных компаний и экономику страны в целом. А пока необходимые изменения не приняты, мы полагаем, что отсутствие размера государственной пошлины не должно препятствовать реализации права судовладельца регистрировать в РМРС самоходные суда при валовой вместимости менее 80 единиц.

     

    Дарья Зажигаева,

    юрист морской практики GRATA International Ростов-на-Дону

    e-mail: rostov@gratanet.com, www.gratanet.com 

     



    [1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

    [2] Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ, 03.05.1999, N 18, ст. 2207.

    [3] Приказ Министерства транспорта РФ от 19.05.2017 г. N 191 «Об утверждении Правил государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.10.2017.

    [4] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.09.2019) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340.

    [5] Письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 16.01.2019 N 03-05-05-03/1436.

    [6] Данная позиция Министерства транспорта Российской Федерации была выражена в письме-ответе на наше обращение.

    [7] Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (подготовлен Минтрансом России) // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://regulation.gov.ru/ по состоянию на 14.03.2019.