Крыловский центр разработал индикаторы перегрева резьбовых контактных соединений
Крыловский государственный научный центр завершил опытно-конструкторскую работу «Разработка индикаторов перегрева резьбовых контактных соединений», выполнявшуюся по контракту с Минпромторгом России в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники». Как сообщает пресс-служба центра, разработка выполнялась совместно с ОАО «Завод «Кризо».
В результате были созданы опытные образцы индикаторов, которые стационарно закрепляются на резьбовых контактных соединениях судового электрооборудования и предназначены для диагностики ослабления их затяжки. Это обеспечивает снижение пожарной опасности судового электрооборудования за счет выявления при регламентном обслуживании недопустимого по величине перегрева контактов, происходившего во время его функционирования.
Индикатор содержит термобиметаллическую пластину с отверстием, формирующим прямоугольную шайбу резьбового контактного соединения, снабженную отогнутыми лепестками, зацепляющимися или расцепляющимися при перегреве в зависимости от исходного состояния. При отключении тока в цепи с дефектным контактным соединением, после остывания этого соединения, лепестки сохраняют измененный характер исходного взаимного зацепления, показывая необходимость подтяжки резьбы при регламентных работах. Восстановление исходного рабочего положения индикатора после подтягивания резьбы осуществляют принудительно, расцепляя или зацепляя их в зависимости от исходного состояния.
Индикаторы устойчивы к вибрационным и ударным нагрузкам, воздействию агрессивной внешней среды, например морского тумана, их применение не требует изменения как конструкции конструктивно-монтажных узлов электрооборудования, так и конструкции подключаемых к ним токоведущих наконечников жил кабелей.
Долговечность и сохраняемость индикатора практически не ограничены, так как он представляет собой цельнометаллическое изделие, на которое не воздействуют факторы, вызывающие его износ и старение. Назначенный срок службы – 30 лет при установке в судовых электрощитах.
В диагностируемом контактном соединении электрический ток через индикатор не проходит, а термобиметалл, используемый для индикаторов, по химическому составу аналогичен обычным нержавеющим сталям, по электрохимическим параметрам соответствующим материалам деталей резьбового соединения. Это обеспечивает отсутствие влияния индикаторов на электрические параметры диагностируемых контактных соединений.
Отметим, что применение индикаторов не предъявляет особых требований к составу и квалификации обслуживающего персонала. Разработка индикаторов произведена применительно к массовым типам токоведущих наконечников, используемых в судовом электрооборудовании как отечественных, так и импортных поставщиков.
«Широкое применение разработанных индикаторов позволит снизить вероятность возгораний электрооборудования, которые являются одной из основных причин пожаров на судах, а также сократить время и ресурсы при проведении регламентного обслуживания судового электрооборудования, так как подтяжка резьбовых контактных соединений при этом обслуживании будет иметь адресный характер», - указывается в сообщении.