Раздел «Водный транспорт» проекта Договора о ЕАЭС не откроет ВВП России для Казахстана и Белоруссии, помимо транзита
По результатам основного этапа переговоров по содержанию раздела «Водный транспорт» в Договоре о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) достигнут положительный для России результат, передает корреспондент ИАА «ПортНьюс». Как сообщил в ходе прошедшего на днях в Москве общего собрания Союза «Национальная палата судоходства» (СНПС) заместитель министра транспорта России Виктор Олерский, «если суда другого государства имеют желание работать на наших внутренних водных путях (ВВП), то такие государства, а речь идет о Казахстане и Республике Беларусь, должны сначала синхронизировать свои национальные законодательства с российским».
По оценке Олерского, особенно важно убрать из национальных законодательств ссылки на «удобный флаг».
Напомним, 4 марта 2014 года в Астане (Казахстан) в рамках заседании Совета Евразийской экономической комиссии достигнута договоренность по тексту проекта Договора в части морского и внутреннего водного транспорта между представителями Российских, Казахстанских и Белорусских отраслевых министерств. В мероприятии приняли участие члены Совета ЕЭК, вице-премьеры стран членов Таможенного союза – заместитель премьер-министра Республики Беларусь Сергей Румас, первый заместитель премьер-министра Республики Казахстан Бакытжан Сагинтаев, первый заместитель председателя правительства Российской Федерации Игорь Шувалов, председатель Коллегии ЕЭК Виктор Христенко, члены Коллегии ЕЭК (Министры). С российской стороны интересы отрасли представлял статс-секретарь, заместитель министра транспорта Российской Федерации Сергей Аристов.
Существенной проблемой, препятствующей осуществлению «прямой» интеграции водного транспорта без учета специфики и особенностей отрасли, является наличие принципиальных различий правовых основ России, Белоруссии и Казахстана в вопросах, регулирующих порядок регистрации судов, возникновения права плавания под национальным флагом, а также различия в аспектах технического характера, квалификационных и административных стандартах.
На сегодняшний день законодательство Белоруссии и Казахстана в сфере морского и речного транспорта предусматривают «открытый способ» регистрации в государственных судовых реестрах, позволяющий получить право плавания под государственным флагом Белоруссии или Казахстана любому иностранному лицу – собственнику (бенефициару) судна, не являющегося резидентом этого государства.
Данные обстоятельства являются существенными рисками для возникновения недобросовестной конкуренции со стороны судоходных компаний третьих государств, что чревато экономическим ущербом судоходным отраслям государств-членов в целом.
Как пояснил ИАА «ПортНьюс» источник в Минтрансе России, итоговая формулировка раздела «Водный транспорт» проекта Договора приобрела следующую правовую конструкцию:
Во-первых, суда под флагом государства-члена имеют право осуществлять перевозку грузов, пассажиров и их багажа, буксировку между государством флага судна и другим государством-членом на смежных внутренних водных путях, транзитный проход по внутренним водным путям другого государства-члена, за исключением перевозок и буксировки между портами и перевозок в/из портов другого государства-члена и третьими странами на условиях в соответствии с соглашением о судоходстве, заключенном государствами-членами для исполнения настоящего Договора.
Во-вторых, суда, осуществляющие плавание по внутренним водным путям государства-члена, должны быть зарегистрированы в реестре судов государства-члена и находиться во владении резидента государства-члена, зарегистрировавшего судно в своем реестре судов.
Предметом регулирования упомянутого Соглашения о судоходстве должны стать правоотношения, возникающие между судном одного государства-члена и портовыми властями другого государства-члена, условия нахождения на борту судна иностранных лиц, не являющихся гражданами государств-членов, осуществление государственного портового контроля и другие гражданско-правовые аспекты осуществления судоходства по внутренним водным путям государств-членов.
В целом итоговый вариант редакции Договора о Евразийском экономическом союзе в части морского и речного транспорта удовлетворяет основным критериям экономической интеграции России, Белоруссии и Казахстана, заключающихся в равенстве прав и обязательств, паритетности и взаимности.