BIMCO и ICS: к 2025 году торговое судоходство может столкнуться с нехваткой 150 тыс. командного состава и судовых специалистов
Балтийская и международная морская организация (BIMCO) и Международная палата судоходства (ICS) в своем последнем пятилетнем докладе по кадровым ресурсам прогнозируют в будущем серьезный дефицит при комплектовании экипажей торговых судов.
Согласно докладу, текущий дефицит в международном торговом флоте составляет около 16,5 тыс. квалифицированных сотрудников (2,1%). К 2025 году потребность в дополнительных кадрах составит 147,500 тыс. судовых специалистов для обслуживания мирового торгового флота.
Отмечается, что в указанный период прогнозируется рост предложений для комплектования экипажей специалистами, тем не менее, он будет отставать от быстрорастущего спроса. В настоящее время наблюдается дефицит некоторых категорий специалистов, особенно, судовых инженеров-механиков и командного состава, необходимых для эксплуатации специализированных судов, таких как танкеры-химовозы, суда для транспортировки СПГ и СНГ.
В докладе говорится, что за последние пять лет судоходная отрасль добилась значительного прогресса с увеличением комплектования, в подготовке моряков различных уровней и снижении выбывания командного состава (т.е. удержание квалифицированных специалистов и увеличение числа срока службы в море). Однако в докладе также указывается, что, если в разы не будет увеличена подготовка специалистов, рост спроса на морские кадры может в конечном итоге привести к серьезному дефициту в общем количестве квалифицированных специалистов, командного состава.
Тем не менее, по оценкам, в настоящее время существует избыток около 119 тыс. специалистов (15,8%), при этом спрос увеличился примерно на 1% в сравнении с 2010 годом.
Отмечается, что, по оценкам экспертов, Китай обогнал Филиппины, как крупнейшего поставщика моряков для международной судоходной отрасли (хотя Филиппины по-прежнему является крупнейшим источником для пополнения экипажей). Тем не менее, данные международных судоходных компаний позволяют сделать вывод, что нынешний приток китайских моряков для работы на судах может быть ограничен. При этом Филиппины и Россия рассматриваются как два важных источника пополнения в будущем квалифицированных специалистов, командного состава судов. За ним следуют Украина и Индия.