Отсутствие дифференцированных ставок экспортных пошлин на нефть приводит к недопоступлению таможенных платежей из Калининградской области – Счетная палата
Отсутствие дифференцированного подхода к установлению ставок вывозных таможенных пошлин на нефть различных марок, включая более качественную нефть марки Brent, приводит к недопоступлению в доход федерального бюджета таможенных платежей из Калининградской области. Как передает ПРАЙМ-ТАСС, об этом говорится в сообщении Счетной палаты РФ, которая проводила проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налоговых, таможенных и других обязательных платежей в бюджет, использования налоговых и таможенных льгот, предусмотренных в особой экономической зоне (ОЭЗ) в Калининградской области.
Проверка проводилась в ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть", ОАО "Калининграднефть", а также налоговых и таможенных органах и охватывала 2004-2005 гг и истекший период 2006 г. В результате проверки выяснилось, что действующий механизм определения размера вывозной таможенной пошлины с учетом средней цены сырой нефти марки Urals обеспечивает привилегированные условия для компаний, имеющих доступ к месторождениям нефти с более высокими, чем у нефти марки Urals, качественными характеристиками, что создает конкурентные преимущества последних и негативно влияет на экономическую эффективность разработки месторождений нефти с иными качественными характеристиками.
В целях развития экспортно-ориентированных производств, увеличения валового регионального продукта, роста уровня платежей в бюджеты всех уровней в ФЦП развития Калининградской области на период до 2010 г были включены три инвестиционных проекта ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть". Реализация проектов, вошедших в ФЦП, позволила компании в 2004-2005 гг и 1-м полугодии 2006 г получить дополнительную прибыль в размере 545,8 млн руб и увеличить добычу нефти в 2 раза. Рентабельность компании по основным видам деятельности составила в 2004 г 75,4%, в 2005 – 86,2%, в 1-м полугодии 2006 г – 85,7%.
Таким образом, предоставление льгот, обусловленных режимом ОЭЗ, способствовало улучшению экономических показателей компании, росту объемов добычи нефти, укреплению финансового состояния. Поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" в 2004-2005 гг и 1-м полугодии 2006 г составили около 10 млрд руб, в то время как ОАО "Калининградморнефть" за тот же период было уплачено налогов и налоговых платежей в бюджеты всех уровней в сумме 201,5 млн руб.
Вместе с тем в нарушение закона "О недрах" ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" не выполнялись условия недропользования. Условия лицензий не согласовывались с органами Госгортехнадзора России. Кроме того, компания не выполняла лицензионные обязательства в части поставки нефти по цене ее себестоимости и по внутрироссийским ценам для нужд Калининградской области. Всего за проверяемый период не были осуществлены поставки нефти для нужд обладминистрации в объеме 172,5 тыс тонн.
Коллегия Счетной палаты решила направить информационное письмо в правительство РФ. Отчет о результатах проверки направляется в палаты Федерального Собрания, а также полномочному представителю президента в Северо-Западном федеральном округе.