В Салехарде дан старт строительству Северного широтного хода
В Салехарде, на берегу реки Обь губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин, и.о. министра транспорта Российской Федерации Максим Соколов и генеральный директор – председатель правления ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозёров в торжествнной обстановке заложили капсулу в честь начала строительства ключевого элемента проекта железнодорожного Северного широтного хода – мостового перехода через реку Обь между городами Салехард и Лабытнанги. Роб этом сообщает пресс-служба администрации Ямало-Ненецкого автономного округа.
Кроме того, в Салехарде участники рабочей поездки на Ямал стали участниками расширенных тематических совещаний, посвящённых строительству железнодорожного Северного широтного хода и железнодорожной линии «Бованенково – Сабетта».
«Сегодня исторический день. Поскольку в столице Ямала, где мы проводим итоговое совещание, которое фактически станет стартом для реализации одного из самых масштабных проектов по развитию транспортной инфраструктуры, не только железнодорожной, но и всей логистики арктической зоны нашей страны – проекта Северного широтного хода», – акцентировал внимание участников совещания Максим Соколов.
В работе совещаний, кроме и.о. министра транспорта РФ, губернатора ЯНАО, главы РЖД, приняли участие замминистра транспорта РФ Алан Лушников, генеральные директора ООО «Спецтрансстрой» Юрий Рейльян, ФКУ «Ространсмодернизация» Илья Гудков, ПАО «ГТЛК» Сергей Храмагин, инвестиционно-строительной группы «ВИС» Игорь Снегуров, члены правительства ЯНАО и другие.
В этот же день в правительстве ЯНАО завершились переговоры по проекту концессионного соглашения в отношении объектов железнодорожного транспорта общего пользования железнодорожной линии «Обская – Салехард – Надым». В обсуждении приняли участие заместитель министра транспорта РФ Алан Лушников, представители организации – будущего концессионера ООО «СШХ», ОАО «РЖД», ПАО «Газпром» и другие. В ходе переговоров Минтранс и ООО «СШХ» окончательно согласовали условия концессионного соглашения о строительстве объектов СШХ. В ближайшее время финальный проект соглашения с учётом всех изменений будет размещён в сети Интернет. По итогам переговоров подписан соответствующий протокол.
Северный широтный ход откроет путь к новым – ранее труднодоступным месторождениям, сократит протяжённость доставки грузов, через порт Сабетта откроет доступ в Мировой океан, разгрузит Транссибирскую магистраль. Финансовая модель проекта одобрена правительственной комиссией.
Следующим ключевым звеном и продолжением «Северного широтного хода» является железнодорожный коридор «Бованенково – Сабетта» – с выходом к морскому порту Сабетта. Расстояние от Бованенково до Сабетты – 170 км. Проектная документация совместно с инвестором уже разработана. Участок «Бованенково – Сабетта» соединит Единую транспортную систему России с Севморпутём, откроет многим российским предприятиям и регионам ворота в Мировой океан, к рынкам Европы и Азии.
Эти проекты позволят довести грузопоток по Северному морскому пути до 80 млн тонн в год.
Дороги будут возводиться из отечественных материалов. Для строительства моста через реку Обь планируется использовать более 135 тыс. тонн металлоконструкций.
Необходимость создания Северного широтного хода определена поручениями президента РФ и предусмотрена рядом документов стратегического планирования правительства РФ (Транспортная стратегия РФ, Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ, Стратегия социально-экономического развития УрФО и др.). Проект включён в региональные программы. По проекту получены заключения Минтранса России и Минэкономразвития России о его стратегической значимости.
Элементами СШХ являются: строительство мостового перехода через р. Обь; (2,4 км мостового перехода + 36,7 км железнодорожных подходов); железнодорожной линии «Салехард – Надым» (353,3 км); железнодорожной части мостового перехода через р. Надым (1,3 км); реконструкция железнодорожного участка «Надым – Пангоды» (104,1 км); реконструкция участка «Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево» (188,1 км); реконструкция участка «Коноша – Котлас – Чум – Лабытнанги» (1 667 км), включая станцию Обская.
При содействии ОАО «РЖД» и правительства ЯНАО подписаны соглашения с ключевыми грузоотправителями по осуществлению грузоперевозок по инфраструктуре СШХ. Основной грузовой поток линии будет представлен, главным образом, углеводородным сырьём, следующим на экспорт. В восточном направлении, в основном, предполагается направление грузов освоения (ЖБИ, трубы, материалы и оборудование и т.д.).
Организационно-правовая модель проекта предусматривает его реализацию на основе федеральной концессии в рамках частной концессионной инициативы, где концедентом будет выступать Российская Федерация, а концессионером – специальная проектная компания, создаваемая с участием ОАО «РЖД». Финансирование существующих собственных объектов инфраструктуры предполагается за счёт средств участников проекта (ОАО «РЖД», ПАО «Газпром» и правительство ЯНАО), а строительство новых – с привлечением средств частных инвесторов по концессионному соглашению.
По оценкам ОАО «РЖД» общая стоимость реализации проекта создания железнодорожной части СШХ составит 235,9 млрд руб., реализация мероприятий по его строительству запланирована в 2018-2022 годах с вводом в эксплуатацию СШХ в 2023 году. В соответствии с данными финансовой модели проект создания СШХ является экономически эффективным для всех его участников.
Для создания единого железнодорожного коридора «Обская – Бованенково – Сабетта» правительством ЯНАО принято решение о строительстве новой железнодорожной линии «Бованенково – Сабетта». В 2016 году осуществлялась подготовка проектно-сметной документации. В рамках формирования железнодорожного коридора «Обская – Бованенково – Сабетта» с развитием морского порта Сабетта ведётся разработка технико-экономического обоснования, которое позволит актуализировать потенциальную грузовую базу проекта и его тарифные параметры; рассчитать сценарные варианты реализации проекта; провести анализ и расчёт потенциальных косвенных эффектов от реализации проекта и т.д.
Разработка ТЭО будет завершена в 2018 году, по итогам которой будут подготовлены предложения по оптимизации технических и финансово-экономических параметров проекта.