Эксперты прогнозируют рост спроса на специализированный железнодорожный состав в 2020 году
Эксперты Институтом проблем естественных монополий (ИПЕМ), согласно обобщенным результатам анкетирования участников рынка грузовых железнодорожных перевозок, прогнозируют повышение спроса на специализированный подвижной состав.
Наибольший рост спроса на новый подвижной состав ожидается в сегментах фитинговых платформ (73%), газовых и нефтебензиновых цистерн (70% и 56% соответственно), а также минераловозов (58%).
В то же время, результаты опросов подтвердили прогноз ИПЕМ о предстоящем падении спроса на новые полувагоны: аналогичных ожиданий на 2020 год придерживаются 53% респондентов, а 38% заметили спад спроса уже в IV квартале 2019 года.
Всего в 2019 году ИПЕМ совместно с организаторами провел анкетирование на 7 мероприятиях, в которых приняли участии более 290 человек.
По мнению большинства респондентов, ситуация с дефицитом вагонов улучшилась в 2019 году (указали 64% респондентов). Об этом свидетельствует и ретроспективное сравнение с результатами опросов ИПЕМ 2018 года. Если по итогам 2018 года наличие дефицита вагонов отмечали 87% респондентов, то в декабре 2019-го – только 52%. В конце 2019 года наиболее остро опрошенными фиксировалась нехватка (25% из указавших на наличие дефицита), фитинговых платформ (19%) и зерновозов (14%). В 2018 году дефицит полувагонов отмечали 74% опрошенных, фитинговых платформ – 27%, зерновозов – 25%.
Сокращение дефицита и спад погрузки ожидаемое повлекли за собой падение ставок предоставления на полувагоны. Такой тренд во второй половине 2019 года отметило подавляющее большинство респондентов (82%), использующих вагоны сторонних операторов. Средневзвешенная критичная величина платы за вагон снизилась по сравнению с 2018 годом на 17,9% (с 2017,5 до 1655,5 руб. в сутки).
В 2019 году сохраняла актуальность проблема дефицита запасных частей вагонов – ее отметили 94% респондентов, из которых 56% столкнулись с нехваткой цельнокатаных колес. Больше половины участников опроса сообщили, что простой вагонов в ожидании запасных частей составляет от 6 до 15 суток.
«Как и несколько лет назад, в 2019 году мы наблюдали переход от рынка «продавца» к рынку «покупателя», отметил заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук. – В 2020 году мы ожидаем сохранение тренда, усиление конкурентной борьбы и реализацию отдельными игроками рынка соответствующих антикризисных стратегий».
Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) – российский независимый исследовательский центр в сфере инфраструктурных и смежных отраслей экономики. Основан в 2005 году. Исследовательский коллектив Института включает 30 специалистов, среди которых 5 докторов и 5 кандидатов наук. За 14 лет работы выполнено более 500 научно-исследовательских работ. ИПЕМ активно работает в более чем 30 экспертных советах и рабочих группах органов власти, инфраструктурных компаний и отраслевых объединений.