Компании «большой четверки» начинают переводить дноуглубительный флот под российский флаг
Первой среди них стала Boskalis
Boskalis одной из первых иностранных компаний, работающих на рынке России, стала переводить суда под российский флаг. Об этом в ходе организованного медиа-группой «ПортНьюс» пятого международного конгресса «Гидротехнические сооружения и дноуглубление» сообщил исполнительный директор подразделения в России компании Boskalis Эдуард Силантьев.
По его словам, в 2020 году, компания интересовалась у Минтранса России о процедуре получения разрешения на использование судна под иностранным флагом при каботажных перевозках в РФ. Уже тогда, отметил он, Boskalis была готова работать с рынком на судах под российским флагом.
«Год спустя я могу вам сообщить, что у нас эксплуатируется четыре судна под российский флагом. Это земснаряд «Нордик Гигант», две шаланды и достраивающееся в Мурманске судно «Арктик Скрэйдвэй» для укладки и равнения щебня под водой», — заявил он.
Согласно постановлению правительства РФ (опубликовано в 2020 году), каботаж, а также подъем затонувшего в море имущества, гидротехнические, подводно-технические и другие виды работ в территориальном море могут осуществляться судами под иностранным флагом, не зарегистрированными в российских реестрах, в нескольких случаях. Это возможно, если для соответствующих работ требуется специальный флот, отсутствующий в РФ, а также если сроки этих работ, объемы или район недоступны для российского флота.
При этом разрешение на каботаж под иностранным флагом выдается «исключительно» на «однократную перевозку или буксировку груза или пассажиров между пунктом отправления и пунктом назначения». Это могло быть существенным ограничением для продолжения деятельности по долгосрочным договорам, которые уже заключены между подрядчиками и заказчиками дноуглубительных работ в Арктической зоне РФ, где заявлено несколько крупных проектов по добыче и перевалке сырья.
О намерениях перевести часть флота под российский флаг в рамках конгресса также заявил заместитель генерального директора компании «Мордрага» Роберто Пельисер. Он не уточнил о каком количестве судов и в какой период идет речь.
Региональный директор Van Oord Паул Фортмайер сообщил «ПортНьюс», что компания рассматривает возможность перевода судов под российский флаг, но это будет зависеть от наличия долгосрочных контрактов в России.
Земснарядов необходимой производительности, способных проводить масштабные капитальные работы в условиях Северного морского пути, у российских компаний нет — только небольшие суда, заявлял ранее генеральный директор ФГУП «Гидрографическое предприятие» (выступает заказчиком-застройщиком по объектам нового строительства и эксплуатирует портовую инфраструктуру в границах акватории СМП) Александр Бенгерт.
80 % мирового дноуглубительного флота владеет «большая четверка»: Jan De Nul Group, DEME Group, Boskalis и Van Oord.
«Мордрага» ведёт работы по реконструкции на объекте «Морской канал» в Обской губе Карского моря в период 2020-2022 годов. Объём изъятия грунта составляет около 59,8 млн куб. м. Стоимость работ составляет 37,5 млрд руб.
Boskalis ведёт работы на шельфе Сахалина по объекту «Обустройство Киринского ГКМ» (проект «Сахалин-3»), а также на Обской губе по проекту «Арктик СПГ-2» и других объектах.