• Home
  • Maritime industry news - PortNews
  • Ученые МГУ исследуют более 100 тыс. кв. км акваторий Баренцева, Карского и Охотского...
  • 27 июня 2022 11:17

    Ученые МГУ исследуют более 100 тыс. кв. км акваторий Баренцева, Карского и Охотского морей

    Работы по комплексному изучению экологической безопасности морей Арктики и Дальнего Востока будут выполнены по заказу ООО «Газпром недра»

    Ученые географического факультета МГУ и специалисты по экологической безопасности исследуют более 100 тыс. кв. км акватории Баренцева, Карского и Охотского морей в июле и августе 2022 года. Исследователи отберут более 1000 проб морских вод и донных отложений, изучат состояние атмосферного воздуха, оценят условия жизни рыб, морских млекопитающих и птиц. Об этом сообщила пресс-служба географического факультета МГУ.

    Работы по комплексному изучению экологической безопасности морей Арктики и Дальнего Востока географы МГУ выполнят по заказу дочернего общества ПАО «Газпром» — ООО «Газпром недра».

    Отмечается, что наблюдение за состоянием окружающей среды в районах разведки и добычи углеводородов проводится в нашей стране ежегодно. Но впервые главным исполнителем таких масштабных работ является научно-образовательная организация — крупнейший в России коллектив географов, океанологов, гидробиологов.

    Трехлетний проект по экологическому мониторингу (2021-2023 гг.) позволит оценить в динамике состояние акваторий Баренцева, Карского и Охотского морей на тех участках, где освоение природных ресурсов уже ведется или планируется. Полученные результаты помогут разработать превентивные меры для обеспечения экологической безопасности и бережного освоения человеком северных и дальневосточных регионов.

    В 2021 году в ходе морских рейсов географы МГУ совместно с коллегами уже получили более 800 проб воды, донных отложений, атмосферного воздуха, провели метеорологические, гидрофизические, гидрохимические исследования. В частности, они оценили содержание в морских водах тяжелых металлов. При этом пробы воды отбирались с четырех горизонтов.

    Лабораторные исследования проб, полученных в прошлом году, не выявили превышения нормативов ни по одному показателю. В 2022 году географы МГУ продолжат исследовать акватории Баренцева, Карского и Охотского морей.

    «Участие в таком масштабном проекте является действенным фактором развития научно-образовательной деятельности географического факультета. Теперь наши ученые и студенты могут работать в таких крупных производственных проектах, совершенствуя свои знания и навыки. Появился доступ к большому массиву актуальных данных о состоянии акваторий и атмосферы, которые могут быть использованы в дипломных и диссертационных работах. Кроме того, мы получили возможность актуализировать собственные наблюдения, изучать процессы и явления, связанные с региональным откликом природной среды на глобальное потепление и хозяйственным освоением территорий», — сказал декан географического факультета МГУ, академик РАН Сергей Добролюбов.

    В этом году также планируются три рейса: единый рейс по глубоководным участкам Баренцева и Карского морей на судне, обследование мелководных участков Тазовской и Байдарацкой губы, рейс по лицензионным участкам Охотского с судна. В экспедиционных рейсах примут участие сотрудники географического и биологического факультетов МГУ, профильных институтов РАН и ВНИРО.

    «Главным экологическим ограничением деятельности в морских акваториях является наличие особо охраняемых природных территорий. Одновременно освоение и разведка Арктического региона в целом и шельфа в частности является перспективной задачей для нашей страны. При этом физико-экологические условия здесь весьма специфичны. Комплексный подход к обеспечению экобезопасности и бережному освоению природных ресурсов Арктики был, есть и останется одной из приоритетных задач», — уверен координатор проекта от географического факультета МГУ Владимир Слободян.

    Баренцево море расположено на стыке Европы и России, что способствует активному судоходству в регионе. Кроме того, эта акватория неоднократно становилась ареной боевых действий. Результатом этого является большое количество загрязняющих веществ, поступающих как при движении судов, так и в результате разрушений затонувших или затопленных объектов. Баренцево море обладает уникальной системой течений, которые участвуют в глобальной системе Гольфстрим. Это способствует трансграничному переносу загрязняющих веществ. Акватория является районом активной рыбной ловли и добычи беспозвоночных. Все это обуславливают необходимость проведения обширных исследований течений и потоков переноса загрязняющих веществ, а также более детальных ихтиологических исследований.

    В акватории Карского моря проходит значительный отрезок Северного морского пути. Также море подвержено воздействию речных сточных вод. Свои воды сюда несут реки Енисей и Обь, которые подвержены активному воздействию вследствие наличия масштабных горнодобывающих и промышленных комплексов на прибрежных территориях. Специфика суровых природных условий Карского моря не позволяет формироваться значительным биомассам промысловых запасов рыб. Однако здесь есть благоприятные условия для некоторых арктических видов гидробионтов. Например, в 2013 году в Карском море были обнаружены значительные запасы сайки, небольшие скопления мойвы, камбалы, ерша, синекорого палтуса и краба-стригуна опилио. Одной из характерных особенностей Карского моря является возрастание солености поверхностных вод с востока на запад.

    В Охотском море работы по экомониторингу в 2022 году пройдут в акватории западной Камчатки и восточной акватории Сахалина. Эти участки очень ценны в рыбохозяйственном отношении. Здесь воспроизводятся и нагуливаются молоди наиболее важных промысловых видов минтая, камбал, трески, палтусов, обитают крупнейшие стада нерки, горбуши, лосося, кеты, кижуча и чавычи. Акватория западной Камчатки является местом обитания видов китов, занесенных в Красную книгу РФ: финвалов, сейвалов, Северных гладких и Гренландских китов. Актуальной экологической проблемой для акватории Охотского моря является загрязнение вод. Это обусловлено двумя аспектами. Первый, связан с наличием в регионе значительной концентрации морских рыбопромысловых и транспортных судов, что приводит к повышению в водах концентраций нефтепродуктов. Второй связан с поступлением в акваторию речных сточных вод, несущих следы антропогенного воздействия с побережья.




2024 July 16

13:24 High cat fines found in the Amsterdam-Rotterdam-Antwerp region bunker fuel samples, alerts CTI-Maritec
12:58 Yangzijiang Shipbuilding works to acquire over 866,671 sqm of land for new clean energy ship manufacturing base
12:42 GTT entrusted by Samsung Heavy Industries with the tank design of a new FLNG
10:47 Maersk signs an MoU for ship recycling in Bahrain

2024 July 15

18:06 European Shipowners and Maritime Transport Unions launch initiative to support shipping and seafarers in the digital transition
17:35 APM Terminals Mumbai switches to 80% renewable electricity
17:05 Seaspan Shipyards welcomes the formation of the “ICE Pact”
16:41 World’s first entirely hydrogen-powered ferry welcomes passengers in San Francisco Bay
16:26 FMC issues request for additional information regarding Gemini Agreement
16:24 Saipem awarded two offshore projects in Saudi Arabia worth approximately 500 million USD
16:12 Pecém Complex selects Stolthaven Terminals and GES Consortium as H2V Hub green ammonia operator
15:43 Singapore's bunker sales rise 8.5% in the first half of 2024
15:27 TORM purchases eight and sells one second-hand MR vessel
14:55 Adani plans to build port in Vietnam
13:35 Regulator gives conditional nod to HD Korea Shipping's purchase of stake in STX Heavy
13:02 HD Korea Shipbuilding wins US$2.67 billion order to build 12 container carriers
12:51 Maersk introduces SH3 ocean service between China and Bangladesh
12:24 ABS to сlass two new Seatrium FPSOs for Petrobras
11:42 CSP Abu Dhabi Terminal surpasses throughput of 5 mln TEUs
11:11 Fincantieri launches the seventh PPA “Domenico Millelire” in Riva Trigoso
10:51 India's first transshipment port receives its first container ship
10:35 The “Egypt Green Hydrogen” project in SCZONE wins a contract worth € 397 million to export green fuel to Europe

2024 July 14

15:17 FMC issues request for additional information regarding Gemini agreement
13:06 Lummus and MOL Group begin engineering execution on advanced waste plastic recycling plant in Hungary
10:51 Chinese line launches new Arctic container service to Arkhangelsk
09:49 Malta PM tours Abela toured MSC World Europa officially inagurates Valletta shore power

2024 July 13

15:47 €11 million for 1-MW Dynamic Electrolyser Unit
14:11 PSA Group and Singapore mitigate impact of global supply chain disruptions
12:23 NREL: Offshore wind turbines offer path for clean hydrogen production
10:06 MMMCZCS releases a technical, environmental, and techno-economic analysis of the impacts of vessels preparation and conversion

2024 July 12

18:00 Qingdao Port International to buy oil terminal assets for $1.30 billion
17:36 Saipem signs framework agreement with bp for offshore activities in Azerbaijan
17:06 AG&P LNG and BK LNG Solution signs an agreement to bring BKLS's first LNG spot cargo into China
16:31 Allseas removes final Brent platform with historic lift
15:58 ZPMC Qidong Marine Engineering launches the world’s largest FPSO bow section for Petrobras
15:25 MSC acquires Gram Car Carriers
14:58 ABP boosts marine capability through pilot launch upgrades
14:34 Fincantieri receives ISO 31030 attestation from RINA
13:52 Second new dual-fuel fast Ro-Pax ferry to enter service for Balearia after successful sea trials
13:24 ADNOC deploys AIQ’s world-first RoboWell AI solution in offshore operations
12:59 ABS issues AIP for new gangway design from Pengrui and COSCO
11:38 Port of Long Beach data project receives $7.875 mln to speed goods delivery
11:15 ZeroNorth to provide its eBDN solution on 12 barges operated by Vitol Bunkers in Singapore
10:46 Seatrium secures customer contract agreement from Teekay Shipping for the repairs and upgrades of a fleet of vessels
10:14 Liquid Wind and Uniper enter into strategic partnership to accelerate the development of eFuels

2024 July 11

18:06 Yanmar and Amogy to explore ammonia-to-hydrogen integration for decarbonized marine power
17:36 COSCO Shipping receives first 7500 CEU LNG dual-fuel PCTC
17:06 Monjasa adds two tankers and targeting West Africa’s offshore industry
16:34 Biden administration announces funding for 15 small shipyards in 12 states
16:10 Iran's Ports and Maritime Organization attracts nearly $1.7bln of investment in ports, maritime sector
15:52 The added value of Chinese port cities up to US$869.05 bln in 2023
15:25 HD Hyundai becomes first Korean shipbuilder to sign MSRA with US Navy
13:41 NovaAlgoma orders the world’s largest cement carrier
13:21 Steerprop selected to provide comprehensive propulsion systems for world's largest cable-laying vessel
12:41 Integrated Wartsila propulsion package supports decarbonisation and efficiency goals for James Fisher tankers
12:36 MABUX: Bunker Outlook, Week 28, 2024
12:10 Valencia Port Authority signs an agreement with C.N.E. Hydrogen and Fuel Cells to promote hydrogen research
11:41 Long Beach, Los Angeles ports partner for zero-emissions future
11:16 Iraq to establish maritime single window for major ports
10:46 James Fisher completes its largest decommissioning project to date

2024 July 10

18:00 MET Group secures long-term US LNG source from Shell
17:36 bp, Mitsui, Shell and TotalEnergies join to ADNOC’s Ruwais LNG project
17:06 HD Hyundai Samho extends a pier at its shipyard in Yeongam, South Jeolla
16:45 Panama Canal plans new $1.6bn reservoir to address water shortages
16:25 Ocean Power Technologies signs agreement with AltaSea to advance wave power projects
15:52 WinGD completes type approval testing for new short-stroke engine size
15:32 PIL has the most reliable schedule among the top 12 container lines in Q2 2024
14:56 Fincantieri celebrates the keel laying of the first ultra-luxury vessel for Four Seasons Yachts at the shipyard in Ancona
14:20 Ningbo-Zhoushan port sees 8.4% container volume growth in H1
13:43 MOL announces delivery of bulk carrier Green Winds, 2nd vessel equipped with wind challenger hard sail propulsion system