• Home
  • Maritime industry news - PortNews
  • Комитет Госдумы по энергетике рекомендует правительству ускорить разработку закона о...
  • 4 июля 2022 11:53

    Комитет Госдумы по энергетике рекомендует правительству ускорить разработку закона о регулировании морских нефтегазовых объектов

    Новации законопроекта смогут облегчить компаниям работу на российском шельфе и сократить средний срок подготовки к эксплуатации  объектов

    Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует правительству ускорить разработку и внесение закона о регулировании морских нефтегазовых объектов. Такое предложение содержится в документе по итогам выездного круглого стола на тему «О совершенствовании системы государственного регулирования морских нефтегазовых объектов». Мероприятие прошло в Астрахани 1 июля 2022 года. Об этом сообщила пресс-служба НА «Российское газовое общество» (РГО).

    Астрахань выбрана местом обсуждения темы, поскольку она стала одной из мощных нефтегазовых провинций, а развитие каспийских месторождений - одной из точек роста российской нефтегазовой промышленности.

    В российском секторе шельфа Каспийского моря расположены восемь месторождений: имени Ю. Корчагина, имени В. Филановского, имени Ю. Кувыкина, 170 километр, Хвалынское, Ракушечное, Центральное, им. В. Грайфера. По данным Минприроды РФ, только разведанные запасы углеводородов каспийского шельфа составляют 2,95 миллиарда тонн нефти и 3,1 триллиона кубометров газа. Извлекаемые запасы - 1,5 млрд тонн условного топлива.

    При этом Каспийский шельф с точки зрения добычи не менее сложен, чем шельфы арктических морей. Каспийское море – это сложная экосистема, заповедная зона, которая служит местом обитания ценных видов рыб, сложная ледовая обстановка. В отношении нефтегазовых проектов действуют требования по соблюдению «нулевого сброса» в окружающую среду – в воду не должно попадать ничего. На Каспии сложнейшие климатические условия – высокие ледовые, ветровые, волновые нагрузки, периодические резкие колебания уровня моря более 2,5 м.

    Месторождение им. Владимира Филановского, которое посетили представители органов власти, было открыто в 2005 году в северной части акватории Каспийского моря, в 220 километрах от Астрахани. Глубина моря составляет от 7 до 11 метров. Оно относится к крупнейшим, начальные извлекаемые запасы нефти - 129 млн тонн, природного газа - 30 млрд куб. м.

    Месторождение отличается уникальной геологией: высокая проницаемость коллекторов позволяет достигать рекордных начальных дебитов. Нефть месторождения отличается высоким качеством и относится к категории легкой малосернистой. Месторождение имени Филановского является центральным звеном транспортировки нефти с других месторождений Каспия.

    Открывая круглый стол, председатель комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный отметил, что роль морской шельфовой добычи по мере истощения месторождений на континентальной части и ухудшения общей структуры запасов будет только расти. Сегодня углеводороды занимают в мировом энергобалансе 54%, и в среднесрочной перспективе эта цифра поменяется незначительно. Рост спроса на энергию в мире может быть удовлетворен только с помощью традиционных энергоресурсов. Попытки западных правительств искусственно ускорить энергопереход привели к росту цен на нефть и газ, энергетическому кризису, который начался задолго до спецоперации.

    Россия — один из лидеров мировой нефте- и газодобычи. При этом крупные действующие месторождения находятся в основном в стадии падающей добычи, добыча менее доступных запасов увеличивает капитальные затраты и операционные издержки. Растет доля глубоководных и шельфовых месторождений. Соответственно, все более актуальным становится создание такой системы регулирования, которая способствовала бы их вовлечению в разработку. И речь идет не только об экономике в чистом виде, например, о налоговой поддержке, но и об администрировании. «Сегодня система госрегулирования морских нефтегазовых объектов очень сложна и запутана. Она насчитывает более 200 документов. Все их приходится учитывать. Деятельность морских нефтегазовых объектов контролирует 13 федеральных органов исполнительной власти. Для эффективного освоения морских нефтегазовых объектов необходима разработка комплексного законодательного регулирования всех этапов их ввода, эксплуатации и вывода из эксплуатации. Один из вариантов - разработка и принятие отдельного федерального закона «О морских нефтегазовых объектах и внесении изменений в отдельные законодательные акты». Перечень этих актов, полагаю, будет довольно длинным», — заявил Павел Завальный.

    Председатель Думы Астраханской области Игорь Мартынов отметил, что нефтегазовые компании, работающие на шельфе Каспия, являются для региона бюджетообразующими. Так, выплачиваемый ими налог на прибыль дает 23% доходов бюджета Астраханской области. При этом несовершенство законодательства, его избыточность, противоречивость, а также  частые изменения в налоговой политике затрудняют развитие и самих морских нефтегазовых проектов, и прикаспийского региона. На областном уровне принимаются решения, стимулирующие компании работать на шельфе, но этого недостаточно.

    «Наша общая задача — на федеральном уровне установить понятные и постоянные правила для всех этапов жизни морских нефтегазовых объектов, чтобы они могли быть драйвером развития для экономики регионов и страны», — заявил Игорь Мартынов.

    Вице-губернатор — председатель правительства Астраханской области Олег Князев сделал акцент на то, что в текущей сложной экономической ситуации, в условиях санкций, затрудняющих высокотехнологичную добычу трудноизвлекаемых ресурсов, тем более важно актуализировать законодательство так, чтобы не усложнять еще сильнее работу недропользователей при одновременном сохранении контроля государства, прежде всего, в области безопасности. Статс-секретарь – заместитель министра энергетики РФ Анастасия Бондаренко заявила, что сегодня  освоение шельфа является одной из приоритетных государственных задач развития нефтегазовой отрасли.

    Сложившаяся экономическая ситуация лишь повышает значение разработки месторождений Каспия и Арктики, смещает экономическую активность в регионы, увеличивает значимость быстрого внедрения новых российских технологий. Несовершенство законодательства, избыточность регулирования становятся существенным риском, тормозящим разработку шельфа.

    Статс-секретарь Минэнерго рассказала о том, на какой стадии сегодня находится разработка законопроекта, выделяющего морские нефтегазовые объекты в отдельную категорию и, соответственно, полностью меняющего подход к их государственному регулированию.

    Концепция закона одобрена правительством РФ, законопроект согласован с федеральными органами исполнительной власти, и вскоре будет внесен в правительство. В Государственной Думе законопроект, скорее всего, появится в конце осенней сессии. Генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» Николай Ляшко рассказал об особенностях каспийских месторождений и их разработки, а также о том, как идёт процесс ускоренного импортозамещения, вызванного санкционных давлением. В связи с отказом многих западных компаний-поставщиков оборудования и технологий от его обслуживания, разрывом контрактов, российским нефтегазовым компаниям приходится одновременно решать несколько задач в области поиска аналогов, реинжиниринга и перестройки логистики. Решение затрудняют отсутствие опыта у российских производителей технологий и оборудования для высокотехнологичной добычи, высокая загруженность производственных мощностей в связи с резким ростом заказов, нехватка программного обеспечения, незаинтересованность предприятий в производстве штучных продуктов.

    Однако российские нефтегазовые компании уже находят варианты решения основных проблем. При этом они нуждаются в поддержке государства, в том числе, в части сокращения административных барьеров. Результатом выхода из сложившихся трудностей за счет ускоренного импортозамещения станут обеспечение надежности эксплуатации объектов, поддержание уровней добычи, снижение затрат и сокращение сроков ввода нового отечественного оборудования и технологий.

    И.о заместителя генерального директора по работе с органами государственной власти «Газпром нефть шельф» Елена Костомаркина обратила внимание участников круглого стола на несколько важных моментов. Сегодня Россия отстает от государств-конкурентов по темпам освоения шельфа, демонстрирует невысокие темпы роста шельфовой добычи, при том, что, согласно документам стратегического планирования, именно шельф должен давать 30% добычи углеводородов. Одна из причин - именно излишние административные барьеры. Если в Великобритании морские нефтегазовые объекты регулирует 31 нормативно-правовой акт, в США - 13, в Норвегии - 6, то в России это 200.

    Представитель компании, работающей на арктическом шельфе, озвучила наиболее значимые новации законопроекта, которые смогут облегчить компаниям работу на российском шельфе и сократить средний срок подготовки к эксплуатации морских нефтегазовых объектов с 5,5 и более лет до 4 и даже меньше.

    Это выделение таких объектов в отдельную категорию; определение единого уполномоченного ФОИВ по вопросам безопасности, включая проведение государственной экспертизы, в лице Ростехнадзора; закрепление в документе конкретных требований к безопасности морских нефтегазовых объектов, что, позволит обеспечить более эффективный контроль за безопасностью морских нефтегазовых объектов и при этом сократить сроки и расходы на введение в эксплуатацию объектов;- оптимизация процедуры проведения государственной экспертизы безопасности морских нефтегазовых объектов; внедрение риск-ориентированного подхода и деклараций безопасности морских нефтегазовых объектов. Заместитель руководителя Ростехнадзора Вадим Сергеев сообщил, что ведомство поддерживает изменение подхода к регулированию морских нефтегазовых объектов при условии сохранение жестких требований промышленной и экологической безопасности и контроля со стороны государства. Заместитель генерального директора по техническому наблюдению и сертификации ФАУ «Российский морской регистр» Владимир Евенко также поддержал законопроект и выразил надежду на его скорейшее принятие.

    Комитет Госдумы по энергетике полагает, что формирование нового правового режима морских нефтегазовых объектов позволит существенно сократить сроки их введения в эксплуатацию, повысить эффективность проектов по освоению месторождений углеводородного сырья во внутренних морских водах, на континентальном шельфе России, в российском секторе Каспийского моря.

    Комитет будет рекомендовать правительству РФ: рассмотреть возможность использования подхода, который выделяет морские нефтегазовые объекты в самостоятельный объект регулирования, что позволяет учитывать их уникальные особенности; рассмотреть возможность консолидации надзорных и контрольных функций в рамках одного специального надзорного органа; предусмотреть разработку порядка проведения единой комплексной государственной экспертизы безопасности морских нефтегазовых объектов с одновременным исключением прочих экспертиз; предусмотреть возможность создания декларации безопасности морского нефтегазового объекта в качестве единого основного документа.

    Министерству энергетики РФ комитет рекомендует ускорить доработку и внесение в установленном порядке в правительство РФ проекта федерального закона «О морских нефтегазовых объектах и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    Также рекомендации будут дополнены темами развития долгосрочной кооперации российских компаний (по примеру ГК «Росатом»), являющегося одним из лидеров в производстве оборудования для СПГ-проектов высокотехнологичной добычи, и регулирования и стимулирования параллельного импорта для нужд нефтегазовой отрасли.

    Фотографии предоставлены пресс-службо РГО




2024 July 16

15:14 Lomarlabs signs with Cargokite to develop a new ship class of micro ships
14:47 Greece extends naval drills that deter Russian oil transfers - Bloomberg
14:08 The Official Journal of the European Union publishes the first-ever EU regulation to reduce methane emissions
13:24 High cat fines found in the Amsterdam-Rotterdam-Antwerp region bunker fuel samples, alerts CTI-Maritec
12:58 Yangzijiang Shipbuilding works to acquire over 866,671 sqm of land for new clean energy ship manufacturing base
12:42 GTT entrusted by Samsung Heavy Industries with the tank design of a new FLNG
10:47 Maersk signs an MoU for ship recycling in Bahrain

2024 July 15

18:06 European Shipowners and Maritime Transport Unions launch initiative to support shipping and seafarers in the digital transition
17:35 APM Terminals Mumbai switches to 80% renewable electricity
17:05 Seaspan Shipyards welcomes the formation of the “ICE Pact”
16:41 World’s first entirely hydrogen-powered ferry welcomes passengers in San Francisco Bay
16:26 FMC issues request for additional information regarding Gemini Agreement
16:24 Saipem awarded two offshore projects in Saudi Arabia worth approximately 500 million USD
16:12 Pecém Complex selects Stolthaven Terminals and GES Consortium as H2V Hub green ammonia operator
15:43 Singapore's bunker sales rise 8.5% in the first half of 2024
15:27 TORM purchases eight and sells one second-hand MR vessel
14:55 Adani plans to build port in Vietnam
13:35 Regulator gives conditional nod to HD Korea Shipping's purchase of stake in STX Heavy
13:02 HD Korea Shipbuilding wins US$2.67 billion order to build 12 container carriers
12:51 Maersk introduces SH3 ocean service between China and Bangladesh
12:24 ABS to сlass two new Seatrium FPSOs for Petrobras
11:42 CSP Abu Dhabi Terminal surpasses throughput of 5 mln TEUs
11:11 Fincantieri launches the seventh PPA “Domenico Millelire” in Riva Trigoso
10:51 India's first transshipment port receives its first container ship
10:35 The “Egypt Green Hydrogen” project in SCZONE wins a contract worth € 397 million to export green fuel to Europe

2024 July 14

15:17 FMC issues request for additional information regarding Gemini agreement
13:06 Lummus and MOL Group begin engineering execution on advanced waste plastic recycling plant in Hungary
10:51 Chinese line launches new Arctic container service to Arkhangelsk
09:49 Malta PM tours Abela toured MSC World Europa officially inagurates Valletta shore power

2024 July 13

15:47 €11 million for 1-MW Dynamic Electrolyser Unit
14:11 PSA Group and Singapore mitigate impact of global supply chain disruptions
12:23 NREL: Offshore wind turbines offer path for clean hydrogen production
10:06 MMMCZCS releases a technical, environmental, and techno-economic analysis of the impacts of vessels preparation and conversion

2024 July 12

18:00 Qingdao Port International to buy oil terminal assets for $1.30 billion
17:36 Saipem signs framework agreement with bp for offshore activities in Azerbaijan
17:06 AG&P LNG and BK LNG Solution signs an agreement to bring BKLS's first LNG spot cargo into China
16:31 Allseas removes final Brent platform with historic lift
15:58 ZPMC Qidong Marine Engineering launches the world’s largest FPSO bow section for Petrobras
15:25 MSC acquires Gram Car Carriers
14:58 ABP boosts marine capability through pilot launch upgrades
14:34 Fincantieri receives ISO 31030 attestation from RINA
13:52 Second new dual-fuel fast Ro-Pax ferry to enter service for Balearia after successful sea trials
13:24 ADNOC deploys AIQ’s world-first RoboWell AI solution in offshore operations
12:59 ABS issues AIP for new gangway design from Pengrui and COSCO
11:38 Port of Long Beach data project receives $7.875 mln to speed goods delivery
11:15 ZeroNorth to provide its eBDN solution on 12 barges operated by Vitol Bunkers in Singapore
10:46 Seatrium secures customer contract agreement from Teekay Shipping for the repairs and upgrades of a fleet of vessels
10:14 Liquid Wind and Uniper enter into strategic partnership to accelerate the development of eFuels

2024 July 11

18:06 Yanmar and Amogy to explore ammonia-to-hydrogen integration for decarbonized marine power
17:36 COSCO Shipping receives first 7500 CEU LNG dual-fuel PCTC
17:06 Monjasa adds two tankers and targeting West Africa’s offshore industry
16:34 Biden administration announces funding for 15 small shipyards in 12 states
16:10 Iran's Ports and Maritime Organization attracts nearly $1.7bln of investment in ports, maritime sector
15:52 The added value of Chinese port cities up to US$869.05 bln in 2023
15:25 HD Hyundai becomes first Korean shipbuilder to sign MSRA with US Navy
13:41 NovaAlgoma orders the world’s largest cement carrier
13:21 Steerprop selected to provide comprehensive propulsion systems for world's largest cable-laying vessel
12:41 Integrated Wartsila propulsion package supports decarbonisation and efficiency goals for James Fisher tankers
12:36 MABUX: Bunker Outlook, Week 28, 2024
12:10 Valencia Port Authority signs an agreement with C.N.E. Hydrogen and Fuel Cells to promote hydrogen research
11:41 Long Beach, Los Angeles ports partner for zero-emissions future
11:16 Iraq to establish maritime single window for major ports
10:46 James Fisher completes its largest decommissioning project to date

2024 July 10

18:00 MET Group secures long-term US LNG source from Shell
17:36 bp, Mitsui, Shell and TotalEnergies join to ADNOC’s Ruwais LNG project
17:06 HD Hyundai Samho extends a pier at its shipyard in Yeongam, South Jeolla
16:45 Panama Canal plans new $1.6bn reservoir to address water shortages
16:25 Ocean Power Technologies signs agreement with AltaSea to advance wave power projects
15:52 WinGD completes type approval testing for new short-stroke engine size
15:32 PIL has the most reliable schedule among the top 12 container lines in Q2 2024