• 5 июля 2022 13:32

    В ЛЭТИ разработана система обнаружения затонувших судов, излучающая сигналы китообразных

    Российских аналогов системы нет

    Ученые Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (СПбГЭТУ) «ЛЭТИ» разработали гидроакустическую систему, которая излучает сигналы китообразных, сообщила пресс-служба Минобрнауки России.

    Ее использование повысит точность и информативность работ сотрудников службы охраны водных акваторий стратегических объектов, специалистов, изучающих затонувшие суда и океанический рельеф и других. На данный момент созданы действующие макеты системы, которые можно адаптировать под нужды конкретного заказчика.

    В океанологических исследованиях, геологоразведке, обнаружении надводных и подводных кораблей и судов широкое применение получили гидроакустические системы, которые используют звуковые колебания под водой для работы систем связи и навигации. Активное освоение недр Мирового океана требует улучшения систем по таким параметрам, как информативность и безопасность передачи данных.

    Разработанная в ЛЭТИ уникальная гидроакустическая система имитирует эхолокацию, которую применяют китообразные, например, дельфины и белухи, для ориентации в пространстве и определения местоположения объектов вокруг. Специалисты не только смогли воспроизвести, но и повторили по ряду параметров сигнал, который создают дельфины, и создали действующие прототипы устройств.

    Систему ученых из Санкт-Петербурга можно настраивать по частоте ультракоротких акустических импульсов или сложных по структуре электрически управляемых сигналов.
    «Благодаря использованию таких сигналов можно повысить информационную емкость, скрытность и помехоустойчивость работы системы в сравнении с существующими аналогами», — рассказывает доцент кафедры электроакустики и ультразвуковой техники (ЭУТ) СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Борис Степанов.

    Дельфины и белухи издают характерные звуки наподобие щелчков и скрипов, многие из них из-за слишком высоких частот человек даже не слышит. Именно эти ультразвуковые сигналы используют морские животные для гидролокации. В зависимости от того, что требуется животному — обнаружение объектов, коммуникация — изменяется пространственно-временная и спектральная структура излучаемых ими импульсных акустических сигналов. У китообразных есть безотказная способность находить объекты в условиях помех, например, когда рядом раздаются сигналы сородичей при охоте на косяки рыбы. Это свидетельствует об уникальности эхолокационной системы китообразных, которая совершенствовалась в процессе эволюции.

    Ученые ЛЭТИ изучили способность морских обитателей к эхолокации и создали гидроакустический комплекс, который использует подобные ультразвуковые импульсы.
    Устройство состоит из двух антенн, размещающихся под водой. Одна формирует колебания, которые распространяются в пространстве и отражаются от объектов. Затем эти сигналы получает другая антенна и передает информацию на пульт управления. При помощи программного обеспечения первичные данные обрабатываются, и конечная информация поступает оператору.

    Для реализации своей идеи ученые разработали макеты антенн, составленных из пьезопреобразователей (электромеханические преобразователи, принцип действия которых основан на возникновении электрической поляризации под действием механического напряжения) стержневого и волноводного типов. Также была создана специальная система их возбуждения, управляемая компьютером.

    Сверхширокополосные акустические сигналы формируются за счет линейной фазочастотной характеристики излучения. Это ультракороткие акустические импульсы, различного типа кодовые последовательности, хаотические сигналы, а также разные сигналы китообразных.

    Эксперименты по моделированию и управлению звуковыми импульсами проводились в специальном пространстве — заглушенном гидроакустическом бассейне кафедры ЭУТ СПбГЭТУ «ЛЭТИ».

    Для автоматизированного сбора и обработки данных исследователи разработали программное обеспечение и удобный интерфейс с использованием виртуального прибора. Это позволило существенно ускорить проведение многочисленных измерений, подбор параметров и получение необходимых результатов. Практической части исследований предшествовала большая теоретическая работа, которая стала основой для построения макетов антенн и создания программного обеспечения.

    «Наша разработка имеет широкую область применения, например, для поиска или классификации подводных объектов, включая и косяки рыб, и подводные аппараты, и затонувшие суда. Система также может использоваться для подводной геологоразведки, для мониторинга и защиты объектов морской деятельности (водный транспорт, береговые сооружения, буровые станции) от незаконного проникновения, для проведения гидроакустических измерений, а также при построении адаптивных гидроакустических систем для связи с обучаемыми китообразными», — поясняет Борис Степанов.

    Российских аналогов системы нет. Результаты исследований запатентованы (патенты РФ № 173582, 176673). Проект выполнен в том числе в рамках госзадания Минобрнауки России.


2024 May 3

15:06 Astrakhan region ports’ cargo volume in Q1, 2024 soars 78%
14:32 Valenciaport participates in a European project to promote the use of renewable energy for self-consumption in the port
13:50 Seatrade reaches settlement with Dutch Public Prosecution Service
13:15 Dennis Tetzlaff appointed Chief Operating Officer Fleet at Stena Line
12:40 ONE releases financial result for FY2023
12:20 IMO biofouling project to address biodiversity threat extended
11:30 Corvus Energy to supply ESS for the first net zero subsea construction vessel
11:10 Damen launches fully electric RSD-E Tug 2513 for Port of Antwerp-Bruges
10:30 Port of Rotterdam reduces CO2 emissions by 10% in 2023
10:02 HD KSOE wins $286mn order for four MGCs
10:00 Russian seaports in Q1, 2024: Infographics and Analytics
09:00 HD Hyundai Heavy secures contract to build LNG carrier duo

2024 May 2

18:07 World’s most environmentally friendly tug fleet delivered to HaiSea Marine
17:38 SOHAR Port and Freezone sings agreement with METCORE for Mass Flow Meter Implementation
17:23 Unifeeder launches China Gulf Express
16:59 Allseas receives T&I contract for Gennaker offshore wind farm
16:30 CMA CGM’s newest container vessel visited the HHLA TK Estonia terminal
15:46 DP World introduces new rail route from China to Turkey
14:32 Hybrid technology to optimise energy use and cut emissions for Matson Navigation Company’s new LNG-powered container ships
13:54 Bureau Veritas awards AiP for TotalEnergies’ Skipe V2 tool
13:24 Hapag-Lloyd launches first dry container tracking product “Live Position”
12:58 Europe’s ports have €80 billion investment needs for the next 10 years
12:15 MABUX: Bunker Outlook, Week 18, 2024
11:42 APSEZ FY24 net profit jumps 50%
11:19 Tristar Eships to manage its carbon footprint with Wartsila’s Decarbonisation Services
10:48 Topsoe awarded contract to support FEED study for new low-carbon ammonia plant in Louisiana, US
09:26 Maersk posts Q1 2024 results

2024 May 1

17:13 Matson picks Kongsberg Maritime's hybrid technology for its new LNG-powered container ships
16:22 All American Marine delivers hydrofoil-assisted tour vessel to Phillips Glaciers
15:24 Corvus Energy to supply ESS for the first Net Zero Subsea Construction Vessel
14:02 Stena Line taps Dennis Tetzlaff as Chief Operating Officer Fleet
12:31 APSEZ secures AAA Rating – India’s first private infrastructure developer with AAA
11:57 Unifeeder continues its expansion in Latin America
10:09 IMO's Legal Committee finalizes new guidelines on seafarer criminalization

2024 April 30

16:14 LR grants AiP to H2SITE’s AMMONIA to H2POWER technology
15:17 IRS partners with MARIN to enhance technical expertise in shipbuilding
13:42 Allseas T&I contract for Gennaker offshore wind farm
12:03 CSSC and QatarEnergy sign agreement for construction of 18 Q-Max class LNG carriers
10:13 First ship departs Baltimore through limited access channel

2024 April 29

17:42 Abu Dhabi leaps a staggering 10 places in 2024 LMC Report
16:19 Norwegian engine builder Bergen Engines joins FME MarTrans initiative
15:13 Hitachi, Chantiers de l’Atlantique to seal French offshore substation contract
14:53 Port of Greenock given vote of confidence with new Türkiye container service
14:09 Aker Solutions ASA:announces first quarter results 2024
13:37 Gasum Group's Q1 sales volumes rose 73% due to higher natural gas volumes
12:14 New Zealand cruise market on track for recovery
11:40 Vitol announces satisfaction of a condition precedent relating to the golden power proceeding
10:41 JERA Energy India begins operations as JERA’s base of operations in the country

2024 April 28

15:13 IACS publishes new recommendation for conducting commissioning testing of BWMS
14:11 Skanska set for South Brooklyn Marine Terminal Buildout (SBMT)
12:27 Philly Shipyard and HD Hyundai Heavy Industries sign MoU
12:03 Equinor to commence second tranche of the 2024 share buy-back programme
10:16 Gebrüder Weiss enlarges logistics center in Budapest
09:37 Opening of MARIN's Seven Oceans Simulator centre (SOSc) in the Netherlands slated for May 2024

2024 April 27

16:36 National Transportation Safety Board: Undetected flooding from a through-hull pipe led to capsizing of dredging vessel
15:49 Chantiers de l’Atlantique picks Brunvoll propulsion for the world’s largest sailing ships
14:31 US Navy announces first MCM MP embarked on USS Canberra
13:42 Interim president Michelle Kruger takes helm at Austal USA
12:17 DEME annnounces start of share buyback program
10:28 Ships with Korean-made LNG containment face key supply chain disruptions

2024 April 26

18:04 Seaspan celebrates 30 years of ship repair in Victoria
17:31 HMM enhances maritime safety with AI technology
17:13 Potential Strait of Hormuz closure threatens 21% of global LNG supply - Drewry
16:42 Van Oord christens two new hybrid water injection dredgers and an unmanned survey vessel in Rotterdam
15:57 CMA CGM announces FAK rates from Asia to North Europe
15:24 MOL announced delivery of LPG dual-fuel LPG/ammonia carrier Aquamarine Progress II
14:53 DP World and Asian Terminals launch new Tanza Barge Terminal in Cavite
14:23 MH Simonsen orders eight hybrid methanol dual-fuel tankers at China’s Jiangxi New Jiangzhou Shipbuilding
13:47 DP World and Malaysia’s Sabah Ports form a partnership to manage Sapangar Bay Container Port
13:22 SCHOTTEL to equip Guangzhou Port Group’s latest e-tug with two RudderPropellers type SRP 360