Порты Дальнего Востока не готовы перевалить даже согласованные объемы нефтепродуктов — РЖД
За первую неделю февраля дальневосточные порты отклонили 14% поданных заявок
В условиях высокой загрузки Восточного полигона остро стоит вопрос планирования перевозок. ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) принимает грузы с учетом объемов выгрузки в портах, а они сегодня не позволяют наращивать транспортировку нефтепродуктов. Только за первую неделю февраля 2023 года портами Дальнего Востока отклонено 14% поданных заявок. Об этом заявил 9 февраля глава РЖД Олег Белозеров на встрече с нефтяниками по вопросам вывоза продукции по железной дороге, сообщается в Telegram-канале компании.
По его словам, терминалы оказались не готовы перевалить даже согласованные объемы нефтепродуктов. Из-за этого количество вагонов с нефтепродуктами на инфраструктуре общего пользования сейчас превышает нормативы в 2,5 раза.
РЖД призывают портовиков присоединяться к своим информационным системам (ДИЛС, СКПП), чтобы участвовать в планировании и управлении подводом груженых вагонопотоков. Но пока в таком цифровом взаимодействии участвует лишь 23% портовых терминалов.
Еще одной мерой для увеличения объемов перевозок может стать постепенная замена устаревших вагонов-цистерн на подвижной состав с улучшенными эксплуатационными характеристиками. Сейчас на рынке представлены модели, которые позволяют более чем на 10% повысить эффективность перевозок. РЖД также прорабатываются технологии транспортировки нефтепродуктов в шести- и восьмиосных цистернах.
При этом отмечается, что экспорт нефтеналивных грузов на восток вырос по итогам января 2023 года почти на 5% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. По итогам 2022 года погрузка нефти и нефтепродуктов на сети РЖД составила почти 216 млн тонн — на 0,7% меньше, чем годом ранее. Во внутрироссийском сообщении перевезено 129 млн тонн (+2,3%), экспорт сократился на 4,9% — прежде всего, за счет прекращения перевозок на Украину.
Погрузка нефтеналивных грузов на Восточный полигон в 2022 году составила 29,3 млн тонн, на 4,6% больше уровня 2021 года. Субсидирование перевозок нефтепродуктов в адрес Дальневосточного федерального округа (ДФО) способствовало росту поставок на восток во внутрироссийском сообщении — до 20 млн тонн (+10%).
С 1 апреля 2023 года по решению правительства РФ перевозки нефтепродуктов по льготному тарифу станут возможны не только на Дальний Восток, но и в ряд регионов Сибири: в Красноярский край и Иркутскую область.