• 29 марта 2023 16:52

    СГУВТ начал первый этап НИОКР по применению новой технологии защиты судовых движительно-рулевых комплексов

    Основное отличие от зарубежных методов заключается в использовании вместо инертных газов чистого воздуха

    Сибирский государственный университет водного транспорта (СГУВТ) приступил к выполнению первого этапа НИОКР по применению технологии сверхзвукового воздушно-плазменного напыления для защиты деталей судовых движительно-рулевых комплексов (ДРК). Научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа осуществляется по заказу Росморречфлота, она проводится совместно с учеными Института теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича Сибирского отделения РАН. Полученную в результате технологию можно будет применять не только в судостроении и судоремонте речного, морского, рыбопромыслового, военно-морского флотов, но также в авиации, энергетике и космической промышленности, сообщает пресс-служба Росморречфлота.

    Кавитационная эрозия, а также гидроабразивный и удароабразивный износ, например, гребных винтов, пока остается неразрешенной проблемой. Такие разрушения приводят к значительному сокращению сроку службы этих деталей ДРК и увеличивают расход топлива.

    В 1980-х годах в НИИВТ (в настоящее время – СГУВТ) для защиты лопастей гребных винтов была разработана технология плазменного напыления самофлюсующихся порошковых никелевых (Ni/B/Si) и никель-хромовых (Ni/Cr/B/Si) сплавов c последующим газопламенным оплавлением. Эти сплавы обладают стойкостью к коррозии в пресной и морской воде (хромовые сплавы) и к изнашиванию трением и абразивными частицами. Технология применяется до сих пор на многих производственных и ремонтных участках, несмотря на трудоемкость и продолжительность операции оплавления самофлюсующегося покрытия, которая в несколько раз превышает этап плазменного напыления.

    Развитие технологий газотермического напыления привело к широкому распространению новых защитных покрытий на основе карбидов вольфрама WC и хрома Cr3C2 методом высокоскоростного газопламенного напыления. Настоящая НИОКР направлена на создание новой технологии, исключающей этап оплавления за счет применения современного отечественного оборудования сверхзвукового воздушно-плазменного напыления (совместная разработка ИТПМ СО РАН и СГУВТ), реализующего скорости напыляемых частиц более 700 м/с. В результате предполагается повышение физико-механических и эксплуатационных характеристик кавитационно- и абразивностойких покрытий, полученных из отечественных карбидных, никелевых и никель-хромовых материалов.

    Технология не имеет аналогов по совокупности ключевых параметров. Основное отличие от зарубежных методов заключается в использовании вместо инертных газов чистого воздуха. Кроме того, сверхзвуковой плазменный поток (HV-APS) отличается от традиционного (APS) высокой скоростью и низкой температурой, что позволяет получать качественные покрытия на основе металлических материалов. Пористость таких покрытий составляет менее 1%, а адгезионная прочность – выше 80 Мпа. В числе преимуществ также указано минимальное окисление частиц обрабатываемой поверхности. Более того, такой сверхзвуковой поток может быть использован для «горячей» абразивноструйной обработки деталей. Высокая температура плазменных потоков (3000-12000 К) позволяет наносить покрытия из наиболее тугоплавких материалов, а толщина покрытий может варьироваться от десятков микрометров до нескольких миллиметров.

    Благодаря этому методу получаются покрытия самого разного назначения: износостойкие (истирание, эрозия, фреттинг, кавитация), коррозионная и химическая защита, тепловая защита, электроизоляция и электропроводность, антифрикционные, прирабатываемые уплотнения и т.д. Еще одной особенностью технологии является широкий выбор материалов напыления — это различные металлы и сплавы, оксиды, карбиды, металлокерамика и композиты и др.

    Проект рассчитан на 2 года и состоит из 2 этапов. Задачами первого этапа НИОКР являются анализ характеристик серийных отечественных порошковых материалов и выбор оптимальных для сверхзвукового воздушно-плазменного напыления гидроабразивно - и кавитационностойких покрытий; отработка режимов сверхзвукового воздушно-плазменного напыления выбранных порошковых материалов; теплофизические исследования динамики нагрева и ускорения частиц напыляемых порошковых материалов в сверхзвуковых потоках воздушной термической плазмы; сверхзвуковое воздушно-плазменное напыление покрытий на образцы.

    Исследования осуществляются с помощью электродугового плазмотрона постоянного тока ПНК-50, разработанного совместно ИТПМ СО РАН и СГУВТ. На первом этапе ученые должны будут подтвердить и расширить результаты предварительных исследований, в ходе которых была выбрана экспериментальная линейка материалов с учетом опыта авторов по защите деталей движительно-рулевого комплекса речных судов с помощью покрытий, нанесенных дозвуковыми потоками термической плазмы. Сами покрытия наносились на плоские образцы из стали методом сверхзвукового атмосферного плазменного напыления порошковых материалов с использованием воздуха в качестве плазмообразующего газа. Толщина полученных покрытий составила 300-360 мкм. Образцы из стали во время напыления охлаждались сжатым воздухом.

    По результатам предварительных исследований для напыления покрытий выбранными порошковыми материалами на опытную партию образцов в качестве оптимального был определен режим воздушно-плазменного напыления: сила тока дугового разряда плазмотрона; дистанция напыления; толщина покрытия за один проход плазмотрона; скорость перемещения пятна напыления относительно напыляемой поверхности; расход напыляемого порошкового материала; расход плазмообразующего газа (воздух); расход защитного (завеса анода плазмотрона) газа (смесь воздуха и метана); расход транспортирующего газа (воздух); расход фокусирующего газа (воздух).

    Планируется, что результаты работы также будут внедрены при цифровизации образовательного процесса и отражены в дисциплинах: сварка металлических конструкций для обучающихся по направлению подготовки 26.03.02. «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры»; технология сварочных работ для обучающихся по направлению подготовки 23.03.03. «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» в вузах, подведомственных Росморречфлоту.




2024 October 22

18:00 Seatrium secures S$100 million in repairs and upgrades projects
17:45 ELIRE Infra’s announces world’s first intelligent floating infrastructure to accelerate net zero goals across multiple industries
17:24 Shell says most oil around Bukom, Singapore cleaned up after leak
16:57 Belgium resumes transfers of Russian LNG ahead of ban next year - Bloomberg
15:48 The world’s largest and most environmentally friendly car carrier calls the Port of Hamburg
15:21 MPA and IRENA сollaborate on energy transition for maritime and port industries
14:45 CMA CGM Group and SUEZ sign an agreement to produce renewable fuel for the vessels
14:14 293 product tankers were ordered by September 2024
13:44 New Finnish consortium aims to develop innovative, clean, and flexible solutions for maritime transport and off-road machinery
13:11 Advario, VFlowTech and JTC sign MOU to accelerate deployment of clean energy storage capacity on Jurong Island by up to 25 times
12:43 MAN Energy Solutions launches ‘AmmoniaMot 2’ research project
12:21 Wartsila to supply cargo handling system for four new very large ammonia carriers built at Hanwha Ocean
11:40 A.P. Moller - Mærsk posts trading update Q3 2024 and upgrade of full-year guidance 2024
11:09 Port of Antwerp-Bruges throughput rises 3% to 210.5 million tonnes in Jan-Sept 2024
11:05 Kongsberg Maritime secures contract from Fujian Mawei Shipbuilding for ten Capital Offshore new build PSV
10:42 Fincantieri cuts steel for cruise ship “Seven Seas Prestige”
10:13 GTT signs a service contract for ENI's Coral Sul FLNG in Mozambique

2024 October 21

17:42 Hapag-Lloyd announces PSS from Europe, Middle East and Indian Subcontinent, North and Latin America to Banjul
17:39 ECS Group restructures to drive change with Jean Ceccaldi appointed as CEO by Adrien Thominet
17:22 Oil leak from Shell pipeline contained – MPA
17:19 Qatar's Nakilat achieves a net profit of QAR 1.28 billion ($352 million) in the third quarter of 2024, ended September 30
16:42 CMA CGM announces PSS on Mediterranean to WCSA, Central America & the Caribbean services
15:52 South Korean shipbuilder Hanwha Ocean joins GCMD as Strategic Partner GCMD 
15:23 BW LNG secures e-procurement deal with Procureship for global LNG fleet
14:33 Normec Verifavia сonducts сomprehensive сarbon footprint verification for Swire Shipping
13:53 Fire breaks out on Malta-flagged tanker MED ATLANTIC in East Johor Straits
13:26 Indian Register of Shipping and SeaTech sign MOU for international collaboration on green tug design and sustainable initiatives
12:53 ABS delivers comprehensive ammonia dispersion safety evaluation to Hanwha Ocean
12:23 Zinus AS awarded contract for shore power units to Port of Skagen
11:59 PSA сelebrates groundbreaking for its new logistics hub in Tuas Port, Singapore
11:48 Seaspan orders six 13,600 TEUs container ships from Hudong-Zhonghua
10:51 Port of Long Beach sets new container record in September 2024
10:39 ClassNK awards notation for safe transportation of EVs to “K” LINE's car carrier “TEXAS HIGHWAY”

2024 October 20

16:03 SSA Marine terminal in Panama receives new cranes
14:28 Hapag-Lloyd Cruises vessel takes on 100% biofuel for first time
13:53 India's HPCL to start LNG terminal around year-end, seeks term supply
12:06 Hong Kong launches new Maritime and Port Development Board
10:03 ONE-operated vessel refloated after grounding off Isle of Wight

2024 October 19

15:19 US Port and Maritime Industry Economic Impact Report: US ports contribute $2.9 trillion to the economy
13:28 WNE and KPHL sign FLNG pre-FEED contract
12:06 Port of La Rochelle introduces cold ironing
11:14 SITC Logistics and CRIntermodal signed the strategic cooperation framework agreement
09:53 TS Lines prepares to go public

2024 October 18

18:00 MAWANI, HPA and HPC form new collaboration at IAPH World Port Conference
17:39 Greek Piraeus port dockers block ammunition cargo destined for Israel
17:02 Cargo volume at India's top 12 ports rises 5% to 413.747 million tonnes in September 2024
16:39 China Gas and Vitol enter into a long-term swap arrangement
16:09 A joint project between Dublin and Holyhead ports and ferry operators Irish Ferries and Stena Line receives a €143,621 grant from the International Green Corridor Fund
15:44 Hafnia welcomes two new Vietnamese pool partners
14:52 Cido Shipping has placed orders for up to 40 ships
14:12 Mawani, еhe Ministry of Transport and Logistics Services and the Zakat, Tax, and Customs Authority sign a cooperation agreement to develop ports in Saudi Arabia
13:42 Armada Technologies signs MoU with Gibdock for hull air lubrication installations
13:22 Bahri signs Murabaha financing agreement with Alinma Bank
12:42 Al Seer Marine secures USD 80 mln financing from BOCOM Leasing for MR tankers
12:11 Power2X and Advario to develop world-scale e-SAF hub in the Port of Rotterdam
11:41 St. Johns Ship Building signs contract with Mobro Marine for two Spud Barges
11:09 Goldbelt signs agreement with Royal Caribbean to build a cruise port in Juneau, Alaska
10:31 PaxOcean Group delivers Indonesia's 1st FPSO conversion
10:00 ABS to lead digital twin, condition monitoring project for Petrobras FPSOs
09:55 TecPlata handles Argentina’s 1st carbon-neutral container

2024 October 17

18:00 Austal Australia delivers 21st Guardian-class Patrol Boat
17:35 Port of Newcastle Clean Energy Precinct reaches major milestone
17:13 NS United to install Anemoi rotor sails on Valemax VLOC
16:47 Ammonia and ethane vessel order book hits record in 2024 - Drewry
16:25 “K” Line takes delivery of LNG-fueled car carrier “POSEIDON HIGHWAY” with a 7,000-vehicle capacity
15:33 Iberdrola and Masdar complete wind turbine installation at Baltic Eagle offshore wind farm
14:43 Yang Ming to launch two Europe-East Med express services
14:23 ClassNK awards world's first notation for ships using green steel - for NYK Bulk & Projects’ bulk carrier "BRIGHT QUEEN"
13:50 GTT receives an order from HD Hyundai Samho for the tank design of two new Ultra Large Ethane Carriers
13:22 Wartsila continues to strengthen its market leadership in cargo handling and fuel gas supply systems