Строительство инфраструктуры первого этапа портовой ОЭЗ начинается в Астраханской области
Первая очередь ПОЭЗ будет представлять терминал для приема контейнерных и генгрузов, масляный и зерновой терминалы
В ближайшее время на территории портовой особой экономической зоны (ОЭЗ) начнутся масштабные строительные работы. Об этом на площадке Международного экономического форума «Россия — Исламский Мир: KazanForum» 2023, который проходит в Татарстане, сообщил генеральный директор АО «ОЭЗ «Лотос» Сергей Милушкин, сообщает пресс-служба ОЭЗ.
«Мы приступаем к главному этапу обустройства территории 8 и 9 причалов порта Оля — строительству инфраструктуры на площади около 16 га. Прошли все необходимые конкурсные процедуры, заключен контракт с подрядчиком», — сказал Сергей Милушкин, выступая на межотраслевой кооперации «Логистика-производство-торговля» как инструмент расширения внешнеторговых связей» на KazanForum.
В рамках контракта, заключенного с ООО «Нагваль Стройтех», будут построены открытые площадки для перевалки контейнеров и генеральных грузов, закрытый склад для комплектования контейнеров сборными грузами, административное здание управления портов, подкрановые пути, подъездная автомобильная дорога, а также необходимые для функционирования порта сети электро-, газо- и водоснабжения. Плановый запуск объектов в эксплуатацию – 2024 год. Стоимостью более 1,9 млрд рублей, деньги на их строительство выделены из федерального бюджета.
Руководитель управляющей компании Каспийского кластера также добавил, что обустройство территории 8 и 9 причалов портовой ОЭЗ вместе с возведением объектов якорного резидента портовой ОЭЗ позволит создать современные мощности для перевалки контейнерных и генеральных грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг». Расчетный грузооборот по генеральным грузам с вводом этих причалов составит более 1 млн тонн в год, по контейнерным грузам – 53 тыс. контейнеров в год.
«Это пока небольшой объем плюсом к уже существующим в Астраханской области мощностям, но это начало создания совершенно новой современной инфраструктуры для приема контейнерных грузов, которой в регионе не было. Сегодня товаропроизводители и логисты переориентируют свои грузы на Каспий и МТК «Север-Юг» рассматривается как главный маршрут через Иран в Индию, Юго-Восточную Азию, арабские и африканские страны. Эксперты видят рост грузовой базы в 2050 году по этому коридору до 100 млн тонн. И справиться с этим потоком можно только общими усилиями, развивая как железнодорожные маршруты, так и транскаспийский. При проектировании портовой ОЭЗ мы рассчитывали на 8 млн тонн к 2030 и 20 млн тонн грузов к 2050 году. Эти мощности будут создаваться на втором этапе — в районе ильменя Забурунный. Но сейчас мы и наши партнеры понимаем, что нужно готовиться к объемам побольше», — комментирует Сергей Милушкин.
Глава Каспийского кластера ОЭЗ рассказал также о ходе реализации проектов резидентов портовой ОЭЗ – ООО «ПЛК «Каспий» и ООО «АгроТерминал Каспий». В настоящее время заключен договор на поставку крана на 8 и 9 причалы, возведены склады для отгрузки зерна по временной схеме, завезены конвейерные линии, построена дорога к причалам, завершается проектирование зернового и масляного терминалов и ведутся другие работы.
Первая очередь портовой ОЭЗ будет представлять современный терминал для приема контейнерных и генеральных грузов, а также масляный и зерновой терминалы. Общая мощность – около 3 млн тонн грузов в год. Инвестиции резидентов в первый этап составят более 3 млрд руб. Вторая очередь предполагает строительство нового грузового района в районе ил. Забурунный с созданием порядка 18 причалов. Всего сумма заявленных инвестиций действующих резидентов портовой ОЭЗ на реализацию проектов первого и второго этапов составляет 29 млрд руб.
АО «Особая экономическая зона «Лотос» (АО «ОЭЗ «Лотос») является управляющей компанией ОЭЗ промышленно-производственного типа (ППТ) «Лотос» в Наримановском районе и портовой ОЭЗ в Лиманском районе Астраханской области, которые объединены в Каспийский кластер.
Портовая ОЭЗ создана в ноябре 2020 года в рамках комплексных мероприятий по развитию грузоперевозок по МТК «Север — Юг». ОЭЗ с современным портом станет ключевым звеном в российской части международного транспортного коридора. Якорным резидентом является ООО «ПЛК «Каспий» с проектом по строительству современного порта с контейнерным терминалом. Общий объем инвестиций в проект составит более 27 млрд рублей, планируемый грузооборот к 2031 году — около 8 млн тонн.
Международный транспортный коридор «Север — Юг» — мультимодальный маршрут протяженностью 7,2 тыс. км, который свяжет Санкт-Петербург с портами Ирана и Индии. Он является альтернативой морскому пути, соединяющему Европу, страны Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал. Западные и восточные ветки МТК проходят через Иран: западная ветка предусматривает перевозку по Ирану автомобильным транспортом через Решт, восточная — железнодорожным. Конечной точкой в Иране является порт Бендер-Аббас, из которого грузы могут доставляться в Индию морем. Западная ветка также проходит через Азербайджан, восточная — через Казахстан и Туркменистан. Кроме того, возможны прямые морские перевозки из России по Каспию в Иран.
К 2030 году ожидается рост объема российских грузов по коридору «Север — Юг» почти в два раза — до 32 млн тонн.
Фотографии с сайта АО «ОЭЗ «Лотос»