Отсутствие рынка перестрахования из-за военных рисков является главным тормозом развития СМП — мнение
Для стабилизации поставок в Арктике нужен альтернативный нефтегазовый порт-хаб с трубой из Западной Сибири
Военные риски блокируют один из ключевых элементов международной торговли — перестрахование, что негативно сказывается на планах по достижению к 2040 году объема перевозок в 130 млн тонн по СМП. Одним из вариантов улучшения положения могло бы стать создание нового арктического порта с новым трубопроводом из Западной Сибири емкостью 50 млн тонн в год. Такое мнение, как передает корреспондент ИАА «ПортНьюс», выразила проректор МГРИ, руководитель Института ВЭБ Юлия Зворыкина на конференции «Освоение шельфа РФ и СНГ» в Москве.
По ее словам, в данный момент главный сдерживающий фактор в поставках сырья на экспорт — это отсутствие услуги по перестрахованию.
«Военные риски никто не страхует. Территорию России невозможно застраховать. Происходит сжатие российского рынка страхования. Также это невозможно сделать в формате БРИКС, ШОС или СНГ, потому что либо не хватает объемов, соотносимых с нашими проектами, либо существует риск блокирования работы со стороны других стран на глобальном рынке. Перестрахование, которое является ключевым элементом, на сегодня отсутствует в нашем перечне услуг. Это главный сдерживающий фактор внешней торговли и экспортных поставок. Рассматриваются разные модели, но решение до сих пор не найдено», — говорит она.
Как считает эксперт, для развития экспорта по СМП нужна новая независимая сеть доставки.
«Нужен новый порт-хаб в Арктике, альтернатива Сабетте, где-нибудь посередине, куда беспилотники не долетают сразу. Строительство такого порта особенно актуально из-за угроз закрытия проливов», — говорит она.
По ее расчетам, к новому порту должен быть построен трубопровод с месторождений Западной Сибири с ежегодным объемом перевалки порядка 50 млн тонн.
«Сегодня страна фактически осталась с одной трубой на Восток, однако это уязвимая ситуация, потому что Китай и азиатские страны могут изменить свою политику. Воздействие от возможных перемен настроений в Китае может быть более болезненным для России, чем санкции США и ЕС. Поэтому альтернативная труба была бы серьезным аргументом в международной торговле и политике. По нашим оценкам, стоимость проекта — порядка 3-4 трлн рублей, что сопоставимо с расходами на СМП и восточный полигон БАМа», — пояснила Юлия Зворыкина.
Помимо названных тем, к проблематике развития СМП эксперт относит такие моменты, как смещение поставок при нестабильности позиций стран-партнеров, изменения мер давления и возникающая турбулентность рынка, усложнение логистики, дефицит собственного флота и проблемы с судами на внешних рынках, снижающие эффективность расчеты в валюте покупателя, волатильность цен на товары и грузы, не дающая возможность финансовым институтам прогнозировать развитие проектов, проблемы с заменой иностранного оборудования и программного обеспечения при отсутствии адекватных аналогов и другие.