Порты Актау и Курык включены в состав СЭЗ «Морпорт Актау»
До конца 2025 года планируется создание контейнерного хаба
Территория Актауского морского торгового порта, грузового района «Баутино» и порта Курык, по поручению главы Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева, в целях повышения транспортно-логистического потенциала страны включены в состав специальной экономической зоны (СЭЗ) «Морпорт Актау». В рамках мероприятий по развитию портов на территории СЭЗ до конца 2025 года планируется создание контейнерного хаба, сообщает пресс-служба акима Мангистауской области Казахстана.
Отмечается, что присоединение портов к экономической зоне оказывает существенное социально-экономическое влияние на регион и не только делает область благоприятной площадкой для привлечения инвестиций, но и способствует созданию одного из крупнейших международных транспортных коридоров с привлечением лучших логистических компаний мира.
Порт Актау, расположен на северо-восточном побережье Каспийского моря в точке пересечения нескольких международных транспортных коридоров. Он является гаванью для перевозки сухих грузов, нефти и сырых нефтепродуктов с востока на запад, с севера на юг, а также в Азербайджан, Иран, Туркменистан, Россию.
В порту Актау функционируют шесть нефтяных причалов годовой мощностью 12 млн тонн. Доля перевозок порта Актау составляет 40% от общего объема перевозок на Каспийском море. Казахстан стал узлом международных транспортных коридоров через порт Актау.
«Включение АО «НК «Актауский морской торговый порт» в состав СЭЗ «Морпорт Актау» стало логичным итогом ряда инициатив и мероприятий, которые поддержаны и совместно реализованы подразделениями комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, акимата Мангистауской области и порта Актау.
Кроме того, в состав территории СЭЗ включено обособленное подразделение порта Актау — грузовой район «Баутино», расположенный в 150 километрах от города Актау», — проинформировал председатель правления морского торгового порта Актау Абай Туркпенбаев.
В порту Курык работают четыре причала. Два из них предназначены для погрузки на паром грузов, прибывших по железной дороге, а два других — для разгрузки. Ведутся работы по развитию деятельности порта и строительству еще одной гавани для дальнейшего увеличения грузоперевозок. Через него будут перевозиться тяжеловесные грузы и контейнеры. Также с 2024 года планируется прием казахстанских паромов. Это, в свою очередь, послужит толчком к открытию новых маршрутов с двумя портами России и Ирана.
В связи с текущей геополитической ситуацией в порту Курык увеличились грузоперевозки. Так, с начала 2023 года через порт перевезено более 550 тыс. тонн грузов. Это в 2 раза больше, чем за соответствующий период прошлого года.
«Через порт Курык в Баку экспортируется нефть, металлы, химическая продукция. Некоторые грузы отправляются в Европу, дальше по Черному морю. Кроме того, продукция Италии, России и Беларуси транспортируется в другие регионы нашей страны», — говорит директор порта Курык Серик Ахметов.
Отмечается, что преимущества, предоставляемые в рамках СЭЗ «Морпорт Актау» будут способствовать реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие портов, в том числе строительство контейнерного хаба на базе порта Актау и полное оснащение портов современной перегрузочной техникой.
Кроме того, предоставляемые налоговые преференции позволят модернизировать портовую инфраструктуру и эффективно привлекать инвесторов для дальнейшего развития портов.