• Home
  • Maritime industry news - PortNews
  • В акватории Обской губы проведен второй этап испытаний арктического беспилотника...
  • 5 июля 2023 08:21

    В акватории Обской губы проведен второй этап испытаний арктического беспилотника ледовой разведки

    В дальнейшем планируется развернуть серийное производство и начать поставки авиакомплексов на атомные ледоколы ФГУП «Атомфлот»

    В акватории Обской губы Карского моря (Ямало-Ненецкий автономный округ, ЯНАО) успешно проведен второй этап испытаний комплекса ледовой разведки на базе беспилотного летательного аппарата (БПЛА) палубного базирования, сообщила Дирекция Северного морского пути.

    Программно-аппаратный комплекс, предназначенный для получения оперативной информации о ледовой обстановке, необходимой для обеспечения безопасности судоходства по Северному морскому пути (СМП), разрабатывается в рамках дорожной карты сотрудничества Дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» с НТЦ мониторинга окружающей среды и экологии Центра НТИ совместно с ПИШ РПИ Московского физико-технического института (МФТИ) при участии индустриального партнера ООО «Ирбис Скай Тех» и поддержке Фонда НТИ.

    Комплекс включает БПЛА вертикального взлета и посадки с гибридной силовой установкой, оснащенный оптико-электронной системой, радиолокатором бокового обзора и бортовым спецвычислителем, также программное обеспечение для реализации алгоритмов построения и распознавания изображений. В рамках натурных испытаний были выполнены два маршрутных полета, в ходе которых были получены изображения подстилающей поверхности в видимом и радиолокационном диапазонах.

    Уникальность испытаний заключалась в выполнении взлета и посадки в реальных условиях с вертолетной площадки дрейфующего атомного ледокола ФГУП «Атомфлот» (входит в Госкорпорацию «Росатом»).

    Напомним, первое испытание проводилось в феврале 2023 года на Рыбинском водохранилище, еще покрытом снегом и льдом, в условиях сильного ветра, сплошной облачности и высокой влажности. Аппарат, оснащенныйрадиолокаторами и видеокамерой, пролетел 70 км на высоте 1 км. Он штатно поднялся при ветре 12 м/с, выполнил задание и приземлился в заданной точке.

    Испытания подтвердили, что аппарат хорошо управляется даже на большом расстоянии, а радиолокационные данные передаются на пульт управления.

    Для второго этапа испытаний в арктических условиях потребовалась существенная доработка силовой установки и служебных систем БПЛА: была реализована терморегулировка двигателя внутреннего сгорания, из системы управления исключен магнитный компас, выполнена подготовка аккумуляторных батарей к эксплуатации в арктических условиях и множество других доработок.

    В ходе испытаний была продемонстрирована работа радиолокационной станции бокового обзора и программное обеспечение синтеза и автофокусировки радиолокационных изображений на БПЛА, геолокационная привязка изображений, передача радиолокационных изображений ледовой обстановки на рабочее место оператора и отображение на геоинформационном сервере.

    На следующем этапе запланировано внедрение системы полностью автоматизированной посадки на палубу без участия оператора, после чего будут проведены повторные испытания в естественной среде с посадкой наледокол в движении в условиях качки.

    «Комплекс оперативной воздушной ледовой разведки — один из составных элементов цифровой экосистемы Севморпути, которую создает Госкорпорация «Росатом» в рамках реализации федерального проекта «Развитие Северного морского пути» комплексного плана расширения магистральной инфраструктуры», — сообщил заместитель директора Дирекции Севморпути Госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко.

    Кроме БПЛА в нее войдут: единая платформа цифровых сервисов и фонд данных, а также бортовые измерительные комплексы. Он подчеркнул, что создание цифровой экосистемы СМП позволит повысить безопасность судоходства, а также экономическую эффективность морских грузоперевозок в Арктике. Цифровая экосистема должна быть создана в 2024 году и полостью введена в эксплуатацию в середине 2025 года.

    Как отметил исполнительный директор НТЦ мониторинга окружающей среды и экологии Александр Родин, «центр уже много лет ведет разработку различных комплексов оперативного мониторинга на базе БПЛА. В целом это междисциплинарные проекты, которые требуют объединения усилий специалистов из совершенно различных областей знаний, от радиолокации до метеорологии и суперкомпьютерных вычислений, и совершенно естественно, что в его реализации принимают участие представители различных подразделений Физтеха. Работать с таким продвинутым и требовательным заказчиком, как Росатом, для нас сложный, но интересный вызов, и мы очень рады такой возможности».

    «ПИШ РПИ МФТИ обладает научно-техническим заделом в области создания программно-алгоритмического обеспечения для цифровой обработки данных РЛС, обработки и геолокационной привязки радиолокационных изображений. Успешные первичные испытания это подтвердили. Уникальность разработки заключается в применении современных численных методов и алгоритмов для синтеза и автофокусировки радиолокационных изображений высокого разрешения на борту легкого БПЛА. В дальнейшем предстоит устранение замечаний по результатам испытаний и доводка радиолокационного комплекса ледовой разведки», — отметил директор ПИШ РПИМФТИ Максим Кудров.

    После летных испытаний и устранения выявленных недочетов на базе индустриальных партнеров МФТИ планируется развернуть серийное производство и начать поставки авиационных комплексов на атомныеледоколы ФГУП «Атомфлот» (входит в Госкорпорацию «Росатом»).

    Комплексное развитие Арктической зоны РФ является одним из стратегических приоритетов государства. Повышение объема перевозок по Северному морскому пути имеет первостепенное значение для решения поставленных задач в области транспорта и доставки грузов. Развитие этого логистического коридора обеспечивается за счет налаживания регулярных грузоперевозок, постройки новых атомных ледоколов и модернизации соответствующей инфраструктуры.

    Госкорпорация «Росатом» с 2018 года определена инфраструктурным оператором Северного морского пути(СМП) и отвечает за организацию судоходства на СМП, строительство инфраструктурных объектов, навигационно-гидрографическое обеспечение и систему безопасности мореплавания в тяжелых арктических условиях.

    Корпорация является куратором двух федеральных проектов «Развитие Северного морского пути» и «Северный морской путь — 2030», участвует в реализации плана развития Северного морского пути до 2035 года, а также инициативы социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года «Круглогодичный Северный морской путь», утвержденной распоряжением правительства РФ. В контур дирекции СМП госкорпорации «Росатом» корпорации входят ФГУП «Атомфлот», ФГУП «Гидрографическое предприятие» и ФГБУ«ГлавСевморпуть».


2024 May 4

15:17 Lomar takes bulker investment to $127 million inside a year
13:47 HD Hyundai, ABS to set standards for e-propulsion ships
12:08 Australian Govt selects BAE Systems and ASC to build sovereign nuclear powered submarines
10:51 Van Oord’s heavy lift installation vessel undergoes upgrade

2024 May 3

18:00 Holland America Line begins pilot test of renewable fuels on its flagship, Rotterdam
17:20 European Hydrogen Bank auction provides €720 million for renewable hydrogen production in Europe
17:06 GTT and PipeChina Innovation sign a License Agreement for the use of GTT membrane containment technology for onshore LNG storage
16:43 CMA CGM to launch M2X - Mexico Express Service connecting Far East to Mexico
16:31 Wartsila to supply the engines for a new Canadian Coast Guard Polar Icebreaker
15:58 The Port of Long Beach celebrates “Tri-gen” system for producing renewable hydrogen, electricity and water
15:06 Astrakhan region ports’ cargo volume in Q1, 2024 soars 78%
14:32 Valenciaport participates in a European project to promote the use of renewable energy for self-consumption in the port
13:50 Seatrade reaches settlement with Dutch Public Prosecution Service
13:15 Dennis Tetzlaff appointed Chief Operating Officer Fleet at Stena Line
12:40 ONE releases financial result for FY2023
12:20 IMO biofouling project to address biodiversity threat extended
11:30 Corvus Energy to supply ESS for the first net zero subsea construction vessel
11:10 Damen launches fully electric RSD-E Tug 2513 for Port of Antwerp-Bruges
10:30 Port of Rotterdam reduces CO2 emissions by 10% in 2023
10:02 HD KSOE wins $286mn order for four MGCs
10:00 Russian seaports in Q1, 2024: Infographics and Analytics
09:00 HD Hyundai Heavy secures contract to build LNG carrier duo

2024 May 2

18:07 World’s most environmentally friendly tug fleet delivered to HaiSea Marine
17:38 SOHAR Port and Freezone sings agreement with METCORE for Mass Flow Meter Implementation
17:23 Unifeeder launches China Gulf Express
16:59 Allseas receives T&I contract for Gennaker offshore wind farm
16:30 CMA CGM’s newest container vessel visited the HHLA TK Estonia terminal
15:46 DP World introduces new rail route from China to Turkey
14:32 Hybrid technology to optimise energy use and cut emissions for Matson Navigation Company’s new LNG-powered container ships
13:54 Bureau Veritas awards AiP for TotalEnergies’ Skipe V2 tool
13:24 Hapag-Lloyd launches first dry container tracking product “Live Position”
12:58 Europe’s ports have €80 billion investment needs for the next 10 years
12:15 MABUX: Bunker Outlook, Week 18, 2024
11:42 APSEZ FY24 net profit jumps 50%
11:19 Tristar Eships to manage its carbon footprint with Wartsila’s Decarbonisation Services
10:48 Topsoe awarded contract to support FEED study for new low-carbon ammonia plant in Louisiana, US
09:26 Maersk posts Q1 2024 results

2024 May 1

17:13 Matson picks Kongsberg Maritime's hybrid technology for its new LNG-powered container ships
16:22 All American Marine delivers hydrofoil-assisted tour vessel to Phillips Glaciers
15:24 Corvus Energy to supply ESS for the first Net Zero Subsea Construction Vessel
14:02 Stena Line taps Dennis Tetzlaff as Chief Operating Officer Fleet
12:31 APSEZ secures AAA Rating – India’s first private infrastructure developer with AAA
11:57 Unifeeder continues its expansion in Latin America
10:09 IMO's Legal Committee finalizes new guidelines on seafarer criminalization

2024 April 30

16:14 LR grants AiP to H2SITE’s AMMONIA to H2POWER technology
15:17 IRS partners with MARIN to enhance technical expertise in shipbuilding
13:42 Allseas T&I contract for Gennaker offshore wind farm
12:03 CSSC and QatarEnergy sign agreement for construction of 18 Q-Max class LNG carriers
10:13 First ship departs Baltimore through limited access channel

2024 April 29

17:42 Abu Dhabi leaps a staggering 10 places in 2024 LMC Report
16:19 Norwegian engine builder Bergen Engines joins FME MarTrans initiative
15:13 Hitachi, Chantiers de l’Atlantique to seal French offshore substation contract
14:53 Port of Greenock given vote of confidence with new Türkiye container service
14:09 Aker Solutions ASA:announces first quarter results 2024
13:37 Gasum Group's Q1 sales volumes rose 73% due to higher natural gas volumes
12:14 New Zealand cruise market on track for recovery
11:40 Vitol announces satisfaction of a condition precedent relating to the golden power proceeding
10:41 JERA Energy India begins operations as JERA’s base of operations in the country

2024 April 28

15:13 IACS publishes new recommendation for conducting commissioning testing of BWMS
14:11 Skanska set for South Brooklyn Marine Terminal Buildout (SBMT)
12:27 Philly Shipyard and HD Hyundai Heavy Industries sign MoU
12:03 Equinor to commence second tranche of the 2024 share buy-back programme
10:16 Gebrüder Weiss enlarges logistics center in Budapest
09:37 Opening of MARIN's Seven Oceans Simulator centre (SOSc) in the Netherlands slated for May 2024

2024 April 27

16:36 National Transportation Safety Board: Undetected flooding from a through-hull pipe led to capsizing of dredging vessel
15:49 Chantiers de l’Atlantique picks Brunvoll propulsion for the world’s largest sailing ships
14:31 US Navy announces first MCM MP embarked on USS Canberra
13:42 Interim president Michelle Kruger takes helm at Austal USA
12:17 DEME annnounces start of share buyback program
10:28 Ships with Korean-made LNG containment face key supply chain disruptions