Первый в РФ тренажер по a-Навигации и e-Навигации введен в работу в Российском университете транспорта
Тренажер обеспечивает обработку 49 судов-целей в рамках одного упражнения
В Российском университете транспорта (РУТ) введен в эксплуатацию первый в стране тренажер для подготовки специалистов в области а-Навигации и е-Навигации. Он основан на технологиях виртуальной и дополненной реальности (ВР-НТ) и предназначен для отработки практических навыков по управлению различными типами судов, независимо от погодных и навигационных условий плавания в рамках требований Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты, сообщает пресс-служба вуза.
Тренажер позволяет вести подготовку и сертификацию судоводителей, экипажей судов с ручным и автономным управлением, операторов системы управления судов (СУДС), а также персонала центра дистанционного управления автономных судов (ЦДУ МАНС). Он моделирует функции реальных приборов, причем панели управления имитаторов приближены к панелям управления навигационных и береговых приборов. Технологии виртуальной и дополненной реальности имитационного управления, а также отображение оборудования ходового мостика, обеспечивают тактильное и визуальное восприятие обучаемым окружающей и навигационной обстановки в условиях реального времени.
«Новый тренажер — это еще более современное высокотехнологичное продолжение серии тренажеров по e-Навигации и a-Навигации, разработанных в Российской Федерации. Технологии виртуальной и дополненной реальности — начало новой эры образования на основе самых современных средств и методов организации образовательного процесса. Поставка такого тренажера в главный транспортный вуз страны — закономерное следствие движения университета по пути технологических инноваций. РУТ (МИИТ), как участник программы «Приоритет‒2030», в рамках реализации стратегического проекта: «Электронная навигация и безэкипажное (автономное) судовождение» — ведет разработку образовательных программ, которые направлены на формирование у курсантов плавсостава необходимых профессиональных компетенций, связанных с автономных судовождением», — отметил проректор Сергей Соколов.
Тренажер обеспечивает обработку 49 судов-целей в рамках одного упражнения и для реалистичности обучения использует математические модели собственных судов и судов-целей с шестью степенями свободы. Они отвечают характеристикам судов-прототипов, включая водоизмещение, тип и мощность двигателя, направление вращения винтов, тип рулевого устройства и вес якоря, инерционно-тормозные характеристики и маневренные качества с учетом воздействия на судно ветра, волнения, мелководья и другие факторы.
В состав комплекса входят следующие районы: участок открытого Балтийского моря, Санкт-Петербург (Большой порт и Бронка), Высоцк, Приморск, Калининград, Балтийск, Рига, Таллин, Ново-Таллинский порт (Muuga), Севастополь, Феодосия, Мариуполь, Суэцкий и Панамский каналы для которых моделируется навигационная обстановка и знаки навигационного разграничения реальных районов плавания. Они включат набор векторных электронных карт, трехмерную визуальную модель с отражающими поверхностями для формирования радиолокационной обстановки, а также средства навигационного разграничения, магнитное склонение, приливные течения и многое другое.
Программный комплекс разработан компанией Sitronics КТ (входит в Sitronics Group) в рамках федерального проекта «Автономное судовождение» государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» по заказу Минпромторга России.
Напоминается, что в апреле 2023 года заместитель министра транспорта Александр Пошивай вручил первые в России сертификаты членам экипажей полуавтономных судов и капитанам центра дистанционного управления.
Иллюстрации с сайта РУТ (МИИТ)