Хранилища для опасных химгрузов могут разместить в портах Усть-Луга, Тамань и Восточный
Сейчас в РФ фактически отсутствует портовая инфраструктура для перевалки аммиака, метанола и других опасных химгрузов
Строительство специальных хранилищ для аммиака, метанола, аммиачной селитры и нитрата калия «наиболее вероятно» в портах Усть-Луга, Тамань и Восточный. Об этом со ссылкой на министерство промышленности и торговли РФ и профильный комитет Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды пишет РБК.
Как передавало ИАА «ПортНьюс», Государственная дума 19 октября 2023 года приняла в первом чтении законопроект о хранении в водоохранных зонах российских морских портов опасной химии: аммиака, метанола, аммиачной селитры (нитрата аммония) и нитрата калия, но за пределами прибрежных защитных полос. В пояснительной записке указывается, что исторически все специализированные терминалы для перевалки в морской транспорт химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ строились в морских портах Украины и стран Прибалтики, а грузы российских производителей отгружались на экспорт транзитом через морские порты этих сопредельных государств. Введенные ограничительные меры в отношении России закрыли доступ производителям к зарубежным портам. Сейчас на территории РФ фактически отсутствует портовая инфраструктура для перевалки аммиака, метанола и др., а дефицит портовых мощностей в сложившейся ситуации оценивается в 6 млн тонн в год. В связи с этим требуется срочное строительство спецтерминалов для хранения и перевалки опасных химгрузов. Перечень портов, на территории которых допускается размещение специализированных хранилищ, будет утверждаться отдельным распоряжением правительства РФ.
«При размещении хранилищ необходимо соблюдение требований, исключающих причинение вреда здоровью людей и окружающей среде, а проектная документация на строительство должна будет пройти государственную экологическую экспертизу федерального уровня», — прокомментировали РБК в пресс-службе Минпромторга, добавив, что отсутствие запретов на размещение в морских портах спецхранилищ соответствует общемировой практике.
Напомним, в порту Тамань ПАО «Тольяттиазот» («ТОАЗ», находится под контролем «Уралхима») реализует проект строительства комплекса для перевалки аммиака. Основатель «Уралхима» Дмитрий Мазепин в ноябре 2022 года сообщил, что компания инвестирует 50 млрд рублей в строительство порта в Тамани. Комплекс планируется запустить в три этапа — с декабря 2023 года, еще через 2-3 года предприятие выйдет на проектную мощность. Окончание строительства намечено на 2025 год. Ранее компания сообщала, что перевалочный комплекс в порту Тамань предполагает перевалку 2 млн тонн аммиака и 3 млн тонн карбамида в год.
Кроме того, Главгосэкспертиза летом 2020 года одобрила строительство комплекса по перевалке минеральных удобрений в порту Усть-Луга. Проект реализует «Еврохим». Объекты предназначены для перегрузки экспортных удобрений навалом и в специальных контейнерах с железнодорожного транспорта на морские суда, а также импортных удобрений — с морских судов на железнодорожный транспорт. Пропускная способность перегрузочного комплекса по завершении трех этапов строительства составит 6,025 млн тонн в год, грузооборот — 5,55 млн тонн в год. Финансирование планировалось с привлечением средств ФГУП «Росморпорт» и собственных средств ООО «Еврохим Терминал Усть-Луга». В марте 2021 года руководитель департамента реализации логистических проектов МХК «Еврохим» Максим Мартышов заявил, что первую очередь терминала планируется ввести к концу 2023 года, объем инвестиций в первую очередь составит около $280 млн.