Обзор: Около 74% танкеров VLCC возрастом до 10 лет оснащено скрубберами
Крупнотоннажные танкеры уже окупили инвестиции в такие системы
По итогам 33-й недели мировые бункерные индексы MABUX перешли в умеренный восходящий тренд, впервые за последние четыре недели. Индекс 380 HSFO вырос на $13,13 — с 516,68 USD/MT на прошлой неделе до 529,81 USD/MT, вновь уверенно превысив отметку в $500. Индекс VLSFO увеличился на $16,4 (631,09 USD/MT против 614,69 USD/MT на прошлой неделе). Индекс MGO подорожал на $11,04 (с 798,44 USD/MT на прошлой неделе до 809,48 USD/MT), вновь преодолев отметку в $800, говорится в обзоре MABUX, предоставленном ИАА «ПортНьюс».
MABUX Global Scrubber Spread (SS, разница в цене между 380 HSFO и VLSFO) показал умеренный рост по итогам недели (впервые за последние шесть недель) — плюс $3,27 ($101,28 против $98,01 на прошлой неделе), вновь преодолев отметку в $100 (SS Breakeven). При этом среднее недельное значение, наоборот, уменьшилось — на символические $0,56. В Роттердаме значение SS Spread выросло на $5 — до $93 против $88 на прошлой неделе, вплотную приблизившись к отметке в $100. Среднее недельное значение в порту увеличилось на $14,33. В Сингапуре разница в цене 380 HSFO/VLSFO сократилась на $1 — с $117 на прошлой неделе до $116, по-прежнему уверенно находясь выше отметки в $100. Среднее недельное значение в порту показало снижение на $0,34. На данный момент в динамике Global SS Spread и SS индексов в портах появились признаки повышательного тренда, который, вероятно, продолжится и на следующей неделе.
Цены на газ в Европе показали на прошлой неделе на фоне опасений по поводу поставок из Средиземноморья в связи с обострением напряженности между Израилем и Ираном. Более высокий спрос на сжиженный природный газ (СПГ) в Азии провоцирует больше поставок на азиатский континент, оставляя меньшие объемы для Европы, где цены ниже спотовых азиатских цен. Вместе с тем, по состоянию на 14 августа европейские газохранилища заполнены уже на 87,85%.
Цена на СПГ в качестве бункерного топлива в порту Синеш (Португалия) по итогам недели выросла еще на $103 по сравнению с прошлой неделей и достигла 12 августа уровня в 941 USD/MT. При этом разница в цене между СПГ и конвенционным топливом на 12 августа резко возросла до $166 в пользу MGO LS против $60 неделей ранее: MGO LS котировалось в этот день в порту Синеш на уровне 778 USD/MT.
В течение недели индекс MDI (соотношение рыночных бункерных цен, MABUX MBP Index, и цифрового бункерного эталона, MABUX DBP Index) регистрировал недооценку всех видов бункерного топлива в четырех крупнейших хабах мира:
В сегменте 380 HSFO средние недельные значения недооценки выросли на 19 пунктов в Роттердаме, на 12 пунктов в Сингапуре, на 9 пунктов в Фуджайре и на 12 пунктов в Хьюстоне.
В сегменте VLSFO Сингапур и Фуджайра вновь вернулись в зону недооценки и, таким образом, все четыре порта были недооценены. Средние недельные уровни показали рост на 6 пунктов в Роттердаме, на 15 пунктов в Сингапуре, на 7 пунктов в Фуджайре и на 15 пунктов в Хьюстоне. MDI индексы в Сингапуре и Фуджайре пока остаются у отметки 100-процентной корреляции рыночной цены и цифрового бенчмарка MABUX.
В сегменте MGO LS MDI средние недельные значения недооценки увеличились на 14 пунктов в Роттердаме, на 6 пунктов в Сингапуре, на 16 пунктов в Фуджайре и на 7 пунктов в Хьюстоне. MDI индексы в Роттердаме и Сингапуре продолжают находиться выше отметки в $100.
По итогам недели баланс переоцененных/недооцененных портов переместился в сторону недооценки. Аналитики ожидают, что тренд на недооценку всех видов бункерного топлива будет продолжен и на следующей неделе.
Gibson Shipbrokers отмечает популярность скрубберов для VLCC из-за больших расстояний, которые преодолевают танкера, и высокого уровня потребления бункерного топлива. По информации компании, выгода при использовании скруббера на рейсах TD3C в среднем составляла $6,75 тыс. в день с начала 2020 года, но в настоящее время она сократилась до $5 тыс. в день. Скрубберы чаще всего устанавливаются на новые суда. Около 74% VLCC возрастом до 10 лет оснащены этой технологией в то время, как только 47% VLCC с периодом постройки 2005-2014 годов имеют скрубберы на борту. Рассматривая другие типы судов, Gibson подчеркивает, что скрубберы в настоящее время установлены примерно на 29% существующего флота Suezmax и 23% флота Aframax/LR2. На меньших размерах судов внедрение скрубберов ниже: 8% флота LR1/Panamax, 17% MR и всего 2% Handie имеют установленную технологию. Согласно анализу Gibson, более крупные танкеры, установившие скруббер, особенно те, которые прошли модернизацию еще в 2020-2021 годах, уже окупили свои инвестиции. Для меньших танкеров окупаемость не является такой очевидной, и многое зависит от дат установки, количества рабочих дней в году и торговых схем.
«Мы полагаем, что на следующей неделе восходящий тренд будет преобладать в динамике глобального и региональных бункерных индексов», — заключают аналитики MABUX.