«Евросиб»: Эксплуатация глубоководного порта в Архангельске может начаться в 2031 году
По оценке региональных властей, стоимость нового порта составит около 330 млрд рублей
Компания «Евросиб», выступающая инвестором предпроектного этапа строительства глубоководного порта в Архангельске (в районе мыса Керец), ведет подготовку декларацию о намерениях. Документ будет передан на согласование в Росморречфлот в ноябре 2024 года. Ввод в эксплуатацию нового порта, который будет построен по концессионному соглашению, может состояться в 2031 году. Об этом рассказал заместитель генерального директора ООО «Евросиб-ТЛБ» Дмитрий Равикович на конференции «День инвестора», организованной Минвостокразвития в Москве, передает корреспондент ИАА «ПортНьюс».
Предварительная смета строительства нового порта, по оценкам региональных властей, составляет около 330 млрд рублей.
«Порт Архангельск имеет преимущество по сравнению с дальневосточными портами... На данном этапе мы занимаемся разработкой концепции реализации проекта, разработкой его финансовой и организационно-правовой конструкции в рамках ГЧП (государственно-частного партнерства — прим. ред.), а также подготовкой частной концессионной инициативы. Мы рассчитываем на то, что нам удастся привлечь соинвесторов», — сказал Дмитрий Равикович.
По его словам, в 2025 году планируется сформировать предпроектную и проектно-сметную документацию, в 2026 году возможно начало строительства, в 2031 году — ввод в эксплуатацию.
Интерес к Архангельску, по его словам, вызван мультимодальной стратегией развития компании, ориентацией на китайский рынок и принципиальными ограничениями Восточного полигона железных дорог.
«Сегодня у дорогостоящего проекта Северного морского пути открываются реальные перспективы. На дальневосточном направлении в долгосрочной перспективе грузовая база будет превышать возможности железной дороги: к 2030 году — на 61%, в 2035 году (после расширения пропускной способности Восточного полигона до 385 млн тонн) — на 44%. При этом оборот с КНР вырастет к 2030 году более чем в два раза — до $400 млрд», — сказал Дмитрий Равикович, добавив, что «Евросиб» в рамках развития мультимодальных перевозок построила четыре железнодорожных терминала, имеет собственную морскую линию и давно рассматривает инвестпроекты в портовой инфраструктуре.
По данным правительства Архангельской области, проектный грузооборот нового порта с глубинами у причалов 16-17 м составит около 20 млн тонн в год (с потенциалом роста более 50 млн тонн). Из них 8,9 млн тонн составят контейнерные грузы (поровну экспорт и импорт), по 4,7 млн тонн — черные металлы и минеральные удобрения, 1 млн тонн — нефтяной кокс. Планируется построить 9 причалов и складские мощности емкостью более 348 тыс. кв. м и 11,8 тыс. TEU.
Действующий порт Архангельск сегодня представлен шестью грузовыми районами, 12 терминалами общим объемом перевалки около 6 млн тонн в год, максимальные глубины — 9,2 м.