• 16 июня 2008 09:17

    Дальневосточные таможенники обеспокоены затовариванием морских портов

    С проблемой затоваривания складов временного хранения в морских портах все чаще сталкиваются дальневосточные таможенники. Сегодня эта проблема коснулась почти всех международных  морских портов на Дальнем Востоке, отмечает пресс-служба Дальневосточного таможенного управления.

    Но если Магадана, Посьета, портов в бухтах Троицы и Славянка это коснулось в меньшей степени, то в таких крупных морских портах как Владивосток, Восточный, Находка, а кроме них и в порту Петропавловск-Камчатский, в которых постоянно  увеличивается количество прибывающих под обработку судов и наращиваются объемы переработки внешнеторговых грузов, проблемы пропускной способности ощущаются с каждым днем все острее. 

    Причин несколько – это и несвоевременная подача деклараций на вновь прибывший товар, и затягивание (иногда до двух недель) владельцами сроков  вывоза уже оформленных в таможенном отношении товаров со складов временного хранения, и необустроенность складов временного хранения (СВХ) - маленькие площади, техническая неоснащенность и несоответствие современным стандартам. Впрочем, не обустроены и многие морские порты, более всего это касается сахалинских портов -  Корсаков, Холмск, Невельск, Южно-Курильский, Александровск-Сахалинский и портов Хасанского района Приморья.

    Особенно остро проблема затоваривания коснулась крупных портов Приморского края – Владивосток, Восточный, Находка. Так, Находкинской таможней в марте и апреле этого года проведен анализ продолжительности таможенного оформления контейнеров с транзитными товарами и сроков отправки этих же контейнеров с территории ООО "Восточная Стивидорная Компания". Как стало видно из результатов анализа, на оформление одной транзитной декларации с одиночным контейнером в таможенном посту "Морской порт Восточный" затрачивается  20 -25 минут рабочего времени, при условии, что представленные таможенному органу документы содержат все необходимые сведения, предусмотренные п. 2 ст. 81 Таможенного кодекса РФ и соблюдены все необходимые условия, предусмотренные п. 3 ст.80 Таможенного кодекса РФ, при которых выдается разрешение на транзит.

    Между тем  с территории ООО "Восточная Стивидорная Компания" лишь 2% партий товаров отправлялись на следующие сутки после выдачи таможенными органами разрешения на транзит, основная часть (72% партий товаров) отправлялась в срок от 2 до 7 суток после выдачи разрешения на транзит, 26% партий товаров оправлялось в срок, превышающий 8 суток после выдачи разрешения на транзит. В начале мая на территории ООО "Восточная Стивидорная Компания" находилось уже около 1600 неотправленных контейнеров с транзитными товарами, по которым было выдано разрешение на транзит в апреле этого года.

    Находкинские таможенники, обеспокоенные длительными простоями оформленных в таможенном отношении контейнеров с транзитными товарами, направляли информацию об этом руководству Дальневосточной железной дороги и ООО "Восточная Стивидорная Компания", однако ситуация до сих пор не изменилась.

    Аналогичные проблемы - и на Владивостокской таможне. Возникшие в первые дни после реорганизации некоторые трудности с оформлением автомобилей в настоящее время утратили свою остроту.  Сегодня сотрудники Первомайского таможенного поста и таможенного поста "Морской порт Владивосток", уполномоченные оформлять автотранспортные средства, ежедневно оформляют 1200 – 1300 автомобилей, тогда как ранее этот показатель не превышал 800 – 900 авто в день. Как и ожидалось, после реорганизации повысилось качество таможенного оформления, достоверность заявляемых участниками внешнеэкономической деятельности сведений.  Тем не менее, проблемы существуют и решение большинства из них вне компетенции таможенных органов.

    Напряженную работу Владивостокской таможни обусловливает растущее из года  в год количество ввозимых автомобилей. В то же время, обращает на себя внимание тот факт, что таможней в день оформляется несколько сотен автомобилей, а получатели их забирают из мест хранения в десятки раз меньшем количестве. Это отражается на пропускной способности и морского порта Владивосток, и складов временного хранения.

    Недостаточность мест под выгрузку товаров на складах временного хранения, а так же убытки, которые терпят импортеры, обусловлены тем, что в зонах таможенного контроля продолжают храниться товары, оформленные в таможенном отношении. ОАО "Владивостокский морской торговый порт" слабо ведется работа по оценке производственных возможностей порта, не в полном объеме принимаются меры по освобождению производственных (складских) мощностей порта от уже оформленных в таможенном отношении товаров, что также негативно отражается на его работе.

    Есть проблемы с декларантами и брокерами. Документы, представленные таможенному органу для таможенного оформления товаров некоторыми брокерами или декларантами, подаются с задержками и зачастую не соответствуют требованиям, предусмотренным Таможенным кодексом РФ (например, отсутствуют необходимые документы). А ведь от оперативности и качества подаваемых таможенному органу грузовых таможенных деклараций напрямую зависит скорость таможенного оформления.

    Похожая ситуация и на Камчатской таможне. Через таможенный пост "Морской торговый порт Петропавловск-Камчатский" импортируются в основном автомобили и запасные части к ним, а также строительные материалы. Основной ввоз товаров осуществляется через торговый порт, в зоне деятельности которого функционирует склад временного хранения открытого типа. Постоянное увеличение ввоза автомобилей и запасных частей к ним приводит к тому, что в случае одновременного подхода двух и более морских судов, возникает проблема размещения авто на складе временного хранения. Это создает потенциальную угрозу простоя морских судов и соответственно задержки таможенного оформления товаров.  Разместить же ввозимые автомобили и запчасти на других СВХ невозможно – эти склады имеют маленькие объемы и не оборудованы портовыми кранами достаточной грузоподъемности для разгрузки автомобильной техники.

    Проблемы есть и у сахалинских таможенников. В настоящее время в регионе деятельности таможни расположены 24 морских пункта пропуска. Все пункты пропуска, кроме одного, были открыты в 50-60-е годы для решения частных, непродолжительных по времени задач и не соответствуют современным требованиям. Перемещение основной массы товаров и транспортных средств через таможенную границу России осуществляется через морские порты Корсаков, Холмск, Невельск, Южно-Курильский, Александровск-Сахалинский, в которых расположены таможенные посты Сахалинской таможни.

    Основные сложности, существующие в пунктах пропуска морских портов Сахалина, связаны с их обустройством, поскольку в настоящее время ни техническое оснащение, ни обустройство морских пунктов пропуска не соответствует требованиям постановления Правительства России от 19 января 1998 №  60 "Об утверждении Положения о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации". Чтобы модернизировать пункты пропуска в соответствии с указанным постановлением необходимо провести целый комплекс мероприятий. В частности, необходимо провести реконструкцию или строительство современных пассажирских терминалов с комплексом технических средств (для Корсаковского и Холмского портов), построить служебные помещения для размещения таможенных, пограничных и других контролирующих органов в порт-пунктах Южно-Курильский и Александровск-Сахалинский, реконструировать пункт пропуска в порту Невельск, инфраструктура которого была полностью разрушена землетрясением в августе 2007 года и до настоящего времени не восстановлена.

    Организационная роль администраций большинства морских портов Сахалина в вопросах их функционирования также представляет собой существенную проблему. При этом самым сложным из организационных вопросов функционирования морских портов является эффективность деятельности администрации каждого конкретного пункта пропуска.  До настоящего времени практически никаких действий в решении этой проблемы со стороны администраций ряда пунктов пропуска не предпринимается. Чаще всего администрации пунктов пропуска либо самоустраняются от решения вопросов надлежащего обустройства пунктов пропуска и создания условий для полноценной работы государственных контролирующих органов. Либо пытаются перекладывать вину за возникающие сбои, вызванные все той же необустроенностью и слабой организацией деятельности их администраций, на недостатки в работе контролирующих органов. Зачастую органы власти субъектов РФ и администраций пунктов пропуска не решают текущих и перспективных задач, ссылаясь на отнесение данных полномочий к ведению Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации. В итоге простаивают суда в ожидании выгрузки, происходит задержка в оформлении пассажиров, вызванная отсутствием современных пассажирских терминалов.

    Еще одним фактором, влекущим неспособность портов оперативно обрабатывать постоянно растущие объемы грузопотока, является практически полная изношенность погрузо-разгрузочной техники в морских портах Сахалина. Изношенность и нехватка техники в ряде случаев приводит к тому, что морские порты не способны использовать все имеющиеся причалы для обработки судов, в результате срываются графики и очередность оформления судов, затягиваются сроки их погрузки и выгрузки. При этом администрации некоторых морских портов, не предпринимая никаких усилий по модернизации их технического оснащения, увеличения числа эксплуатируемых причальных мощностей, требуют от таможенных и пограничных органов установления круглосуточного режима работы по таможенному оформлению судов, мотивируя это тем, что отсутствие такого режима срывает текущую работу порта, вызывая простой судов, рабочей силы, техники.

    Сложности создают и сами перевозчики, которые, зная графики работы пунктов пропуска, зачастую не учитывают их, создавая скопление судов, ожидающих прохождение пограничных и таможенных формальностей. Подобные ситуации часто возникают в канун выходных и праздничных дней, когда наблюдается массовый подход судов, занятых перевозкой автомобилей, комплектующих к ним, автомобильных запасных частей. При этом перевозчики (судовладельцы), направляясь в иностранные порты, учитывают и строго соблюдают графики их работы. Между тем, единовременный подход большого количества судов с товарами на борту не дает сахалинским портам их своевременно обрабатывать, а складам временного хранения - принять все прибывающие товары. В итоге неразгруженные суда вынуждены простаивать на рейде в ожидании выгрузки. 

    Указанные обстоятельства отрицательно влияют на сроки проведения таможенного оформления товаров, перемещаемых иностранными и российскими лицами, зачастую приводят к срыву графика оформления судов, а в некоторых случаях создают препятствия в более эффективном осуществлении таможенного контроля.

    Все вышеперечисленные проблемы дальневосточных морских портов давно вышли из категории местных и вызывают серьезную озабоченность не только руководства таможен и Дальневосточного таможенного управления, но и Федеральной таможенной службы России, поскольку не только влияют на качество и скорость проведения таможенного оформления и таможенного контроля, но и  препятствуют созданию благоприятных условий для развития внешнеэкономической деятельности, что в свою очередь  отрицательно сказывается  на темпах развития экономики дальневосточного региона в целом.


2024 May 21

18:02 MOL holds completion ceremony for newly completed operation and maintenance training facility for offshore wind power generation in Kitakyushu
17:37 SAFEEN Group trials first electric tug in Middle East for Marine Services fleet
17:13 First vessel in new fleet of next generation Parramatta River ferries enters service
16:59 Port Houston container volumes up 5% to 324,177 TEUs in April 2024
16:25 The first prototype trials of the Blue Visby solution demonstrate significant savings of CO2 emissions
15:40 New Times Shipbuilding launches LNG dual-fuel bulker for Eastern Pacific Shipping
15:24 New container service to connect the Chinese port of Qingdao with Mexico
14:52 Astrakhan SRZ launches the Project 22870 Rescue Tug Mikhail Chekov
14:47 TFG Marine’s dual-fuel bunker vessel wraps up first refueling in Singapore
14:12 New Zealand’s Kotahi and Maersk sign a second long term freight agreement to December 2034
13:24 TotalEnergies launches the Kaminho deepwater project in Angola
12:04 Headway Methanol Fuel Supply System supports the successful FAT of China's first methanol dual-fuel low-speed engine
11:17 Alfa Laval receives over 100 orders for its low-flashpoint fuel supply system FCM Methanol
10:45 Port of Los Angeles container volume increases 12% to 770,337 TEU in April 2024

2024 May 20

18:00 ADNOC secures equity position and LNG offtake agreement in NextDecades Rio Grande LNG Project
17:31 EDGE Group and Fincantieri formalise MAESTRAL shipbuilding JV and announce 400 mln euro order for 10 naval vessels
17:02 Genevos awarded European Commission funding for hydrogen fishing vessel demonstrator in ‘H2-SEAS’ consortium
16:43 MAI to invest in ship investment fund managed by Navigare Capital Partners
16:29 Three year collaboration between EMEC and FloWave offers wave and tidal energy developers ‘try-before-you-buy’ site simulation capability
15:58 IndustriAll Europe and SEA Europe agree on joint priorities ahead of the 2024 EU elections
14:51 Fincantieri shipyard launches Logistic Support Ship ‘Atlante’ for the Italian Navy's fleet
13:24 MOL Cruises announces the six inaugural cruises of MITSUI OCEAN FUJI
12:21 Deltamarin designs CO2 carrier of Ecolog
11:50 Tsakos Energy Navigation plans to invest $2 billion to create a 100% green fleet by 2030
11:23 Horizon Tankers order six newbuilds in China
10:55 Turkish-owned cargo ship sinks off Romania
10:15 Serica Energy receives final approval from the NSTA to develop the 100% owned and operated Belinda field

2024 May 19

15:43 RWE, Masdar award geophysical surveys contract for DBS West offshore wind farm
14:27 Intesa Sanpaolo and Fincantieri for the energy transition of maritime and air transport
14:03 MSC Cruises to expand at Port Canaveral with the arrival of the MSC Grandiosa
13:56 Noatum launches maritime services in Türkiye
12:44 New Pipeline Transition Alliance to focus on re-purposing natural gas infrastructure to hydrogen service
11:29 Yantai CIMC Raffles Offshore Ltd. shipyard launches dual-fuel offshore installation vessel for Van Oord
11:23 Major Scottish export terminal invests £750,000 to boost refrigerated cargo capabilities
10:12 Jan De Nul orders new XL cable-laying vessel

2024 May 18

15:24 SNAM's Q1 total revenues declined 1.9% to 895 million euros
14:17 KOTUG Int'l successfully pilots Tug Drone technology
12:04 Austal USA names Mark Santamaria as CFO
11:36 Silver Ships delivers four of seven coastal fast response boats
09:51 CMA CGM posts revenue of 11.8 billion for Q1 2024

2024 May 17

18:10 Bunker fuel sales at the Middle Eastern hub of Fujairah drop on a monthly basis in April 2024
17:52 Lloyd’s Register and Shandong Marine Group sign MoU
16:43 China reveals cooperation methods to protect and restore the Yangtze River
16:03 APM Terminals Barcelona holds the commissioning of 17 Konecranes NSC 644 EHY hybrid straddle carriers
15:13 Marine fuel demand in Panama declined in April 2024
14:43 MITSUI E&S and PACECO commence commercial operations of world's first hydrogen fuel cell zero emission RTG crane at Port of Los Angeles
14:23 ILWU Canada agrees to delay serving 72-hour strike notice on employer DP World Canada
13:31 Barge hits a bridge in Texas, damaging the structure and causing an oil spill
13:10 Container shipping costs on EU-S. Korea route surge over 30 pct amid Red Sea crisis
12:43 DP World invests €130m in Romania
12:21 Astrakhan hosts Russia-Iran talks on shipping cooperation on International North-South corridor
11:41 Seatrium awarded repeat FPSO integration contract from SBM Offshore
11:04 Bureau Veritas report highlights the potential of carbon capture technologies and the development of carbon value chains for shipping
10:41 Electramar christened in Helsinki
10:07 IMO Secretary-General spotlights seafarer safety amidst ongoing Red Sea attacks and resurging piracy
09:58 MABUX: Bunker Outlook, Week 20, 2024

2024 May 16

18:11 Kongsberg and Torghatten to develop self-driving ferry service linking Trondheim and the Fosen peninsula
17:42 “K” Line сonducts first trial use of B100 biofuel for carbon-free operations on car carrier
16:35 Deltamarin and ECOLOG unveil LP LCO2 carrier design
15:40 Seadrill enters agreement to sell its Qatar jack-up fleet
15:24 Scan Global Logistics and Hapag-Lloyd enter into major biofuel agreement in a new Green Collaboration
14:48 Edison Chouest feeder fleet for U.S. offshore wind market to be built to ABS Class
14:03 The Australian Government announces a funding package of $7.1 billion for budgeted programs to be administered by ARENA
13:54 The share of the idle container vessel fleet was 0.9% in April - Sea-Intelligence
13:25 The European Commission grants PCI status to CO2 value chain project developed by MOL with partners
12:14 HHLA's revenue decreased by 0.3 percent to € 363.6 millions in Q1 2024
11:42 MOL and TotalEnergies sign time charter contracts for 2 newbuilding LPG-fueled LPG carriers
10:40 Kalmar and Uniport Livorno agree on new terminal tractor order to enhance reliability, safety and service quality at Italian terminal
10:04 AMSA collaborates on a trial providing more recycling options for visiting foreign ships
09:59 SunGas Renewables and C2X announce strategic partnership