• Home
  • Maritime industry news - PortNews
  • Эксперт: Мировой рынок беспилотных подводных аппаратов и безэкипажных катеров к 2030...
  • 26 сентября 2024 10:12

    Эксперт: Мировой рынок беспилотных подводных аппаратов и безэкипажных катеров к 2030 году удвоится — до $7,2 млрд

    Доля РФ к этому году могла бы вырасти от нуля до $300 млн при смене военно-ориентированной модели на гражданскую

    Фото предоставлено пресс-центром Морского конгресса

    Прогнозируется, что через пять лет мировой рынок беспилотных подводных аппаратов удвоится до $6 млрд, а рынок безэкипажных катеров удвоится до $1,2 млрд. РФ в данный момент выключена из рынка, причем не из-за санкций, а поскольку не имеет либо разработок в определенных классах аппаратов, либо серийного производства. Однако, учитывая рост спроса в Азии и на Ближнем Востоке, потенциал российского экспорта оценивается в $300 млн при условии успешного развития отрасли, которая должна опираться на коммерческие и научные инвестиции. Об этом, как передает корреспондент ИАА «ПортНьюс», рассказал эксперт департамента анализа и перспективного планирования АО «Рособоронэкспорт» Вадим Рябинин на II Всероссийском морском конгрессе.

    По его словам, 72% разработок в области необитаемых подводных аппаратов (НПА) в РФ связаны с военными проблемами. НПА промышленного назначения составляют 14%, научного — 10%. При этом на мировом рынке российские разработки не представлены. По прогнозам, к 2030 году 45% мирового рынка в этой области может отойти на долю стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Тесные связи с последними дают основание предполагать, что РФ может за пять лет достигнуть доли в $300 млн. По оценке эксперта, потенциально НПА российского производства могут идти на экспорт в трех вариантах: в готовом виде — в Алжир, Египет, Саудовскую Аравию, Нигерию, Пакистан, Мьянму, Индонезию, Туркменистан и Казахстан; в строительстве по лицензии — в Иран, ОАЭ, Таиланд; в совместной разработке и строительстве — в Бразилию, КНР, Индию, ЮАР, Малайзию. 

    Проблема в том, что на данный момент РФ проигрывает по всем основным позициям зарубежным конкурентам. «НПА тяжелого и среднего класса у нас либо нет вообще, либо они существуют на стадии разработки или опытного образца, в то время как за рубежом такие аппараты находятся в серийном производстве. Например, в автономных НПА тяжелого класса есть в единственном экземпляре аппарат «Витязь-3», разработанный ЦКБ МТ «Рубин», есть несерийная модель «Клавесин 1-Р3» и такая же по статусу модель в среднем классе «Галтель» — обе разработки ИПМТ ДВО РАН. В области телеуправляемых аппаратов в тяжелом классе разработок нет, в среднем классе есть два проекта — «Александрит» и «Янтарь» — оба на начальной стадии разработки. Что касается НПА легкого класса, то они достаточно широко представлены, есть модели, как например, ТНПА «Марлин-350» в серийном производстве, в основном для военных целей», — отмечает эксперт.

    По его данным, сегодня в разработках НПА лидируют США, Великобритания, Канада, Франция, Германия, Республика Корея. В последнее время в число лидеров вышла КНР. В ближайшее время прогнозируется появление разработок Турции, Израиля и Индии. «Доля российских разработок на общем фоне незначительна», — отмечает эксперт. Например, сегодня у КНР 33 новые разработки, у США — 15, у Великобритании — 11, у Франции — 9, у Республики Корея — 8 и т.д., на долю РФ и других приходится 2. Лидерами на рынке по экспорту НПА, по его данным, являются такие страны, как США, Германия, Франция, Великобритания, Норвегия, большой потенциал у Республики Корея и Японии. Основные заказчики — США, Германия, Франция, Великобритания, Норвегия, появляются страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки. «Рынок сегодня находится в стадии формирования, его насыщенность невысока, однако уже через несколько лет он сформируется. Наибольший интерес представляют НПА тяжелого класса. Несмотря на труднодоступность технологий и задержки серийных образцов, у РФ есть шанс занять свою нишу», — подчеркнул Вадим Рябинин.

    Похожая ситуация, по его словам, складывается на рынке безэкипажных катеров. Прогнозируется, что к 2030 году он удвоится до $1,2 млрд. Так же, как и в НПА, РФ сегодня не имеет серийных разработок в области БЭК тяжелого и среднего классов. В малом классе есть разработка завода «Пелла» — «БЭК-1000» в виде макета и разработка «Кингисеппского машиностроительного завода» — «Визир» в виде опытного образца. В сверхмалом классе есть модели «Сканда», «Морена» и «Оркан». Из них только «Сканда» строится серийно, остальные существуют в виде опытных образцов.

    По данным эксперта, основные экспортеры рынка БЭК — Великобритания, Франция, Израиль, высокий потенциал у США, КНР и Турции. Основные заказчики — США, Франция, Великобритания, Швеция, Израиль, ОАЭ, Иран, Индия, заинтересованность в последнее время проявляют страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Южной Америки и Северной Африки. А разработкой тяжелых БЭК занимаются только США и КНР. «Рынок БЭК находится в стадии формирования, положение игроков на нем нестабильное, насыщенность невысока. Наибольшая активность рынка наблюдается в сегменте малых БЭК. РФ имеет разработки для продвижения только малых и сверхмалых катеров, есть ряд перспективных разработок, способных составить конкуренцию зарубежным аналогам. У РФ есть научный потенциал и технические возможности, а строительство БЭК не требует больших капитальных затрат», — говорит эксперт. Также он отмечает, что наибольший эффект от применения морской робототехники достигается при комплексном применении различных аппаратов, как надводных, так и подводных. Такой сервис уже используется за рубежом, однако в РФ эта концепция не получила развития.

    По мнению главного специалиста АО ЦКБ «Рубин» Владимира Юхнина, принявшего участие в Морском конгрессе, основная проблема развития морских роботизированных комплексов в РФ — это их фатальная зависимость от военного ведомства и отсутствие ощутимого интереса со стороны промышленности и науки. «У нас 70% разработок связано с военным ведомством, которое при этом заинтересовано в единичных специфических заказах и не способствует серийному производству. В то же время успешный зарубежный опыт демонстрирует обратную стратегию: там рынок на 70% определяют коммерческие заказчики, в первую очередь добывающие компании, и научная отрасль, а оборонное ведомство пользуется уже опробованными разработками», — отметил он.


2024 September 28

16:03 Hanwha showcases a comprehensive roadmap to zero-carbon shipping at Gastech 2024
15:11 US Treasury sanctions 7 Panamanian-flagged vessels for illicit activities
14:08 Singapore LNG demand set to jump on AI and data center boom
12:56 NTS holds closing ceremony for product oil/chemical tanker duo
11:19 Puerto Aguadulce handles CMA CGM-operated APL Fullerton
09:37 Clarksons expands Deep Sea Tanker projects offering with new desk in Rio de Janeiro

2024 September 27

18:05 PETRONAS and Mitsubishi Corporation sign new LNG agreements
17:21 Spliethoff orders the construction of a new series of eight multi-purpose vessels from Wuhu Shipyard
16:47 Ports of Singapore and Hamburg sign a Letter of Intent
16:28 MSC Group establishes a new container terminal at Denmark's largest commercial port
16:10 Centus Marine selects AIRCAT vessels and Strategic Marine for next generation personnel transfer vessel
15:56 Wolverine Terminals starts commercial operations at Prince Rupert marine bunkering facility
15:24 Incat reaches construction milestone on world’s largest electric ferry
14:45 MOL sets a mid-to-long-term target of achieving net zero greenhouse gas emissions by 2050
14:24 ABS approves liquefied hydrogen carrier design from Samsung Heavy Industries
13:44 Fincantieri launches the second LNG cruise ship for Princess Cruises
12:58 HD Korea Shipbuilding wins US$511.3 million order for 4 container ships
11:50 Wallenius Wilhelmsen upsizes 4 of the vessels on order to largest in the world
11:09 China to start up Guangdong LNG terminal, ExxonMobil has 20-yr access
10:30 Belgium calls for EU ban on Russian gas as imports rise - Financial Times
10:00 ESPO and FEPORT call for an EU wide mandatory tax exemption for onshore power supply
09:16 Euronav sells two Suezmaxes to a wholly owned subsidiary of CMB NV

2024 September 26

18:03 Eni publishes its first Methane Report
17:35 Port of Barcelona container traffic increases by 22% in the first 8 months of the year
17:34 MABUX: Bunker price trends in the world's four largest hubs, Sept 23-27
17:23 TECO 2030 announces strategic shift to global fuel cell technology provider
17:14 CMB.TECH signs strategic agreement with Beihai Shipbuilding
16:45 Ports of Hamburg, Busan and Ulsan sign a joint declaration of intent
16:24 Damen to deliver two fully electric ferries to City of Toronto
15:59 Shell and TenneT sign an agreement for the large-scale hydrogen plant on the high-voltage grid in the Port of Rotterdam
15:24 Northern Lights is ready to receive CO2
14:41 MSC amplifies UN global compact call for IMO fit-for-purpose regulatory framework to accelerate use of net-zero fuels
14:23 MOL introduces an application for performance degradation tracking 'Fouling Analysis'
13:40 MAN PrimeServ signs cooperation agreement with Latsco Marine Management
13:13 Port of Oakland container volume up 5.4% in Aug 2024
12:48 H-LINE Shipping takes delivery of a 7,000 CEU LNG dual-fuel PCTC
12:08 Yangzijiang Shipbuilding delivers first batch of eco-friendly dual-fuel methanol containerships to X-Press Feeders
11:54 Jawar Al Khaleej L.L.C. takes delivery of three Damen Search and Rescue vessels
11:20 Technip Energies and JGC Corporation awarded FEED contract by ExxonMobil for the Rovuma LNG project in Mozambique
10:41 Panama Canal launches revamped maritime services tariffs section
10:22 ADSB delivers pair of RAmparts 2800-SD vessels to ADNOC
09:59 MITSUI OCEAN CRUISES welcomes new ship MITSUI OCEAN FUJI in handover ceremony with Seabourn Cruise Line

2024 September 25

18:00 Ingalls Shipbuilding receives a $9.6 bln contract to procure multiple ships, including three San Antonio-class amphibious assault ships
17:38 The Port of Oslo has officially opened its new shore power plant for cruise ships
17:11 John T Essberger orders two 13,000 dwt, ice class 1A chemical tankers from Nantong Rainbow Offshore & Engineering Equipment
16:45 Ningbo-Zhoushan port to add 2 million TEU in container capacity
16:13 Hanwha Ocean drops talks to acquire Australian shipbuilder Austal
15:36 Hyundai Glovis, China's BYD sign MOU for logistics partnership
15:24 Wallenius Marine christens vessel Future Way in German port of Emden
14:58 Asyad Group, OQ Alternative Energy, and Sumitomo Corporation announced a joint study agreement to explore the potential of Oman as a global low-carbon fuel bunkering hub
13:50 CLdN places order for 10 newbuild container carriers
13:22 Purus orders two 45,000 cbm dual fuel ammonia-ready medium-sized gas carriers from Hyundai Mipo Dockyard
12:47 HD Korea Shipbuilding wins 403.9 bln won order for 6 container ships
12:05 Victoria International Container Terminal hits 5 million TEUs
11:43 Damen signs with WUZ Port and Maritime for ASD Tug 2111
11:20 Fincantieri starts works on the first next-generation Offshore Patrol Vessel for the Italian Navy
10:43 Lloyd's Register, RINA, DNV, Bureau Veritas and ABS join forces to form Yacht Safety and Environmental Consortium
10:25 Fincantieri, Vard and Sandock Austral Shipyards form collaboration centred around Afrika Offshore Patrol Vessel
09:48 GTT receives an order from HD Hyundai Samho Co. for the tank design of four new LNG carriers

2024 September 24

18:00 PowerCell signs SEK 165m order for fuel cell systems with leading Italian marine OEM manufacturer
17:01 TankMatch and Evos team up to launch green methanol bunkering solutions
16:45 MOL announces naming ceremony for new LNG-fuel car carrier “CELESTE ACE”
16:24 Navig8 takes delivery of fourth and fifth MR newbuild vessels from New Times Shipbuilding
15:53 Canadian Coastguard orders MAN 32/44CR propulsion packages for two Arctic Offshore Patrol Ships
15:23 AD Ports records a 30 percent increase in vehicle volumes through Autoterminal Khalifa Port in H1 2024
14:43 HELCOM launches shipping data platform
14:23 The Port of Tallinn signs MoU with the U.S. company Protio for the production of e-fuels at Muuga Harbour
13:42 TotalEnergies to supply 200,000 tons per year of LNG to HD Hyundai Chemical until 2033
13:21 Shenzhen and Long Beach ports sign green framework
12:50 LR and Samsung Heavy Industries sign JDP for AiP for an ammonia-fuelled 9,300 TEU container vessel