Правительство РФ внесло в Госдуму проект изменений в закон о профсоюзах
Правительство РФ 4 февраля внесло в Госдуму проект закона «О внесении изменений в статью 25 федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Законопроект направлен на приведение норм статьи 25 закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», устанавливающих особые гарантии трудовых прав работников, входящих в состав выборных коллективных органов профсоюзных организаций (включая их руководителей) и не освобожденных от основной работы по трудовому договору, в соответствие с решениями Конституционного Суда РФ, сообщает ПРАЙМ-ТАСС.
Законопроектом предлагается пункты 1 и 2 статьи 25 закона признать утратившими силу, как не соответствующие Конституции РФ в соответствии с решениями Конституционного Суда и внести изменения в редакцию пункта 3 данной статьи.
Пункт 1 статьи 25 закона предусматривает, что работники, входящие в состав профсоюзных органов и не освобожденные от основной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, руководители профсоюзных органов в подразделениях организаций - без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в организации, а руководители профсоюзных органов в организации, профорганизаторы - органа соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов.
Данный пункт предлагается признать утратившим силу, поскольку, по мнению правительства, эта норма предоставляет работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным от основной работы, необоснованные преимущества по сравнению с другими работниками и создает возможность злоупотребления правом, что несовместимо с положениями статьи 19 Конституции о равенстве всех перед законом и судом.
Пункт 2 статьи 25 закона, обеспечивающий гарантии работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным от основной работы, в случае перевода указанных профсоюзных работников на другую работу по инициативе работодателя, предлагается признать утратившим силу в связи с действующей редакцией Трудового кодекса.
В соответствии со статьей 72 Трудового кодекса условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон трудового договора и только с письменного согласия работника (кроме случаев, прямо перечисленных в Трудовом кодексе). Данная норма, по мнению правительства, в достаточной степени обеспечивает защиту любого работника (не только работника, входящего в состав профсоюзного органа и не освобожденного от основной работы) в случае его перевода.
Пункт 3 статьи 25 закона был признан не соответствующим Конституции в той части, в какой им не допускается без предварительного согласия соответствующих профсоюзных органов увольнение работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в случаях совершения ими дисциплинарных проступков, являющихся в соответствии с законом основанием для расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя.
В связи с тем, что с 1 февраля 2002 года Трудовой кодекс закрепил иной круг гарантий для данных категорий работников и содержит нормы статей 373 и 374, устанавливающие особый порядок увольнения данных работников, законопроектом предлагается для уточнения редакции внести изменения в пункт 3 статьи 25.
Законопроектом предлагается пункты 1 и 2 статьи 25 закона признать утратившими силу, как не соответствующие Конституции РФ в соответствии с решениями Конституционного Суда и внести изменения в редакцию пункта 3 данной статьи.
Пункт 1 статьи 25 закона предусматривает, что работники, входящие в состав профсоюзных органов и не освобожденные от основной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, руководители профсоюзных органов в подразделениях организаций - без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в организации, а руководители профсоюзных органов в организации, профорганизаторы - органа соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов.
Данный пункт предлагается признать утратившим силу, поскольку, по мнению правительства, эта норма предоставляет работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным от основной работы, необоснованные преимущества по сравнению с другими работниками и создает возможность злоупотребления правом, что несовместимо с положениями статьи 19 Конституции о равенстве всех перед законом и судом.
Пункт 2 статьи 25 закона, обеспечивающий гарантии работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным от основной работы, в случае перевода указанных профсоюзных работников на другую работу по инициативе работодателя, предлагается признать утратившим силу в связи с действующей редакцией Трудового кодекса.
В соответствии со статьей 72 Трудового кодекса условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон трудового договора и только с письменного согласия работника (кроме случаев, прямо перечисленных в Трудовом кодексе). Данная норма, по мнению правительства, в достаточной степени обеспечивает защиту любого работника (не только работника, входящего в состав профсоюзного органа и не освобожденного от основной работы) в случае его перевода.
Пункт 3 статьи 25 закона был признан не соответствующим Конституции в той части, в какой им не допускается без предварительного согласия соответствующих профсоюзных органов увольнение работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в случаях совершения ими дисциплинарных проступков, являющихся в соответствии с законом основанием для расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя.
В связи с тем, что с 1 февраля 2002 года Трудовой кодекс закрепил иной круг гарантий для данных категорий работников и содержит нормы статей 373 и 374, устанавливающие особый порядок увольнения данных работников, законопроектом предлагается для уточнения редакции внести изменения в пункт 3 статьи 25.