• 9 ноября 2010 14:00

    Правительство приняло Технические регламенты для водного транспорта

    12 августа 2010 года Правительство Российской Федерации приняло два очень важных для всей отрасли водного транспорта документа: Постановление № 620 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта»   (ТР для морского транспорта) и Постановление № 623 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта»  (ТР для внутреннего транспорта). Оба этих технических регламента вступят в силу уже через год после их официального опубликования.

    Необходимость принятия подобных документов назрела давно. Дело в том, что большинство нормативных актов, в соответствии с которыми сейчас работает отрасль, с технической точки зрения смело можно назвать устаревшими. По мнению экспертов, современное законодательство должно быть направлено на стимулирование разработки и применения инновационных технологий, интеграцию с мировыми нормами и правилами для водного транспорта, а также на создание условий для предотвращения загрязнения водной среды.

     

    Поэтому по заказу Минпромэнерго РФ была начата работа по созданию технических регламентов для морского и внутреннего водного транспорта, которая осуществлялась под руководством Министерства транспорта и должна была быть закончена еще в октябре 2008 года. К сожалению, сроки принятия данных документов несколько раз переносились на более позднее время, сначала на март 2009, а потом на январь 2010, поскольку каждый раз проекты технических регламентов признавались не готовыми и требовали доработок.

     

    Наконец 12 августа 2010 года оба технических регламента были приняты. Рассмотрим их основные моменты с точки зрения оценки соответствия объектов регулирования нормам, прописанным в данных документах.

    Объекты регулирования технических регламентов

    ТР для морского транспорта – распространяет свое действие на большинство видов морского транспорта, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации. Это морские суда, которые совершают плавания по морским и внутренним путям, а также суда смешанного типа (река-море), работающие на морских и внутренних маршрутах, предусматривающих заход в иностранные морские порты.

     

    Кроме того, данный регламент имеет прямое отношение к материалам и оборудованию данной категории судов, процессам их эксплуатации и утилизации. Этот же технический регламент регулирует требования к причалам, перегрузочным комплексам и прочим объектам морской инфраструктуры, причем как в процессе разработки проекта данного объекта, так и в процессе строительства, эксплуатации, ремонта и утилизации.

     

    Исключениями являются военные и военно-вспомогательные суда, а также суда, находящиеся на государственной службе, прогулочные суда, стационарные и плавучие платформы, буровые установки, оборудование, оснащенное взрывчатыми веществами и пиропатронами, процессы проектирования, строительства, эксплуатации, ремонта и утилизации, связанные с перечисленными типами судов и оборудования.

     

    ТР для внутреннего транспорта – предназначен для регулирования требований к самоходным судам с мощностью главных двигателей от 55 киловатт и более, а также несамоходным судам с валовой вместимостью от 80 регистровых тонн и более. Действие регламента распространяется на все пассажирские и наливные суда, паромные переправы, наплавные мосты и суда, предназначенные для перевозки опасных грузов. В документе подробно прописаны нормы для материалов, используемые для данной категории судов и требования к их проектированию, строительству, эксплуатации, ремонту и утилизации.

     

    Так же как и в ТР для морского транспорта, Технический регламент для внутреннего транспорта распространяет свое действие на объекты инфраструктуры. Это причалы, портовые сооружения, перегрузочные комплексы, пассажирские терминалы, оградительные, берегоукрепительные и гидротехнические сооружения портов, судовые ходы и все, что связано с их проектированием, строительством, эксплуатацией, ремонтом и ликвидацией объектов инфраструктуры.


    Подробный перечень всех объектов регулирования является неотъемлемой частью технических регламентов и указан в Приложении 1 к ТР для морского транспорта и ТР для внутреннего транспорта соответственно.

    Основные требования к объектам регулирования

    И тот, и другой технический регламент направлен на достижение максимального уровня безопасности эксплуатации водного транспорта. В частности, в соответствии с регламентами должна обеспечиваться экологическая, биологическая, гидрометеорологическая, механическая, пожарная, термическая, химическая, электрическая, электромагнитная, энергетическая и другие виды безопасности. Особое внимание обращается на взрывоопасность объектов регулирования и другие факторы, способные угрожать жизни и здоровью людей, животных и окружающей среды.

     

    Кроме того, новые регламенты предусматривают переоснащение уже введенных в эксплуатацию судов в соответствии с новыми требованиями. Например, теперь законодательно установлена необходимость наличия на судне любого типа навигационного оборудования с использованием спутниковых систем ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

     

    Не обойдены вниманием и международные нормы, применяемые в области водного транспорта. Так, морской транспорт должен соответствовать всем требованиям международных конвенций МАРПОЛ 1973 года и СОЛАС 1974 года, которые касаются вопросов охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

     

    Что касается внутреннего морского транспорта, то требования устанавливаются в зависимости от разряда водного бассейна, в котором будет эксплуатироваться данное судно, причем, при переходе судна в другой водный бассейн с существенно иными характеристиками, необходимо проходить внеочередное освидетельствование и получать свидетельство на разовый проход. Подробные данные по этому вопросу можно найти в Приложении 2 к ТР для внутреннего транспорта.

    Оценка соответствия объектов регулирования

    Технические регламенты предусматривают несколько видов оценки соответствия объектов регулирования установленным требованиям. Так, в ТР для морского транспорта - это оценка соответствия в виде классификации и проведение государственного контроля (надзора) над объектами, а в ТР для внутреннего транспорта декларация о соответствии дополняет список способов оценки, имеется в виду декларирование соответствия на основе собственных доказательств.

     

    Выбор способа оценки соответствия зависит от вида объекта регулирования. Стоит отметить, что для каждого вида объекта предусмотрен также и собственный уполномоченный орган, который и проводит процедуру оценки.

    ТР для морского транспорта

    Процедуру оценки соответствия в форме классификации проводится в отношении следующих объектов:


         
    • морских судов, выпущенных в обращение в РФ, во время их плавания по морским и внутренним путям;

    •    
    • судов смешанного типа во время их плавания по морским путям или внутренним путям с заходом в иностранные порты;

    •    
    • материалов, изделий и оборудования применяемых для данных типов судов.

    •    
    Процедуру оценки проводит уполномоченный орган классификации судов, а все мероприятие включают в себя четыре направления.

    Первое направление - рассмотрение и согласование технической документации. Проверяются проекты, техусловия, стандарты и нормативные акты, другие виды рабочей документации и даже используемое программное обеспечение. При этом орган классификации судов не занимается проверкой правильности вычислений, а контролирует только конечные результаты расчетов.

     

    Второе направление – техническое наблюдение за объектом. Оно проводится на этапе проектирования, строительства, эксплуатации, ремонта, изготовления, модернизации и утилизации. В каждом конкретном случае определяется свой порядок проведения технического наблюдения за объектом.

     

    Третье направление работы - освидетельствования, осуществляемые в течение всего периода эксплуатации каждого объекта до его списания. Они включают в себя проверку наличия согласованной технической документации, всевозможные виды осмотров судов и материалов, а также оформление и выдачу документов, подтверждающих факт освидетельствования. Периодичность освидетельствования зависит от вида объекта.

     

    Четвертое направление работы органа по классификации объектов морского транспорта – оформление документации о соответствии морского транспорта требованиям технического регламента. Это достаточно обширная работа, поскольку в процессе оценки соответствия в форме классификации в зависимости от проведенной работы могут быть выданы следующие документы:


         
    • Документы о соответствии требованиям ТР для морского транспорта.  Выдаются на основании положительных результатов технического наблюдения за строительством объекта и процедуры освидетельствования судна и его элементов. При этом объектами могут быть морские суда во время их плавания по морским путям или по внутренним водным путям, суда внутреннего плавания, а также суда смешанного типа во время их движения по морским и внутренним водным маршрутам с заходом в иностранный морской порт. Приложение № 1 к ТР для морского транспорта.

    •    
    • Свидетельство о классификации, подлежащее ежегодному подтверждению. Данное свидетельство выдается также для  морских судов во время их плавания по морским путям или по внутренним водным путям, судов внутреннего плавания, а также судов смешанного типа во время их движения по морским и внутренним водным маршрутам с заходом в иностранный морской порт. Приложение № 1 к ТР для морского транспорта.

    •    
    • Свидетельство об одобрении типа объекта технического регулирования. Оно является документом о соответствии материалов, изделий и оборудования для судов, указанных в Приложении № 1 к ТР для морского транспорта.

    •    
    • Акт освидетельствования объекта технического регулирования перед утилизацией. Также выдается для материалов, изделий и судового оборудования, указанных в Приложении № 1 к ТР для морского транспорта.
    •    
    Процедура оценки соответствия в форме государственного контроля (надзора) проводится для всех остальных видов объектов регулирования, предусмотренных данным техническим регламентом. В частности это причалы, рейдовые перегрузочные комплексы, а также процессы их проектирования, строительства, эксплуатации, ремонта и утилизации.

    Государственный контроль (надзор) осуществляется несколькими уполномоченными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации:


         
    • Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (ее территориальными органами);

    •    
    • Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;

    •    
    • Федеральной службой по надзору в сфере природопользования;

    •    
    • Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;

    •    
    • Министерством регионального развития Российской Федерации;

    •    
    • Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

    •    
    • Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

    •    
    • Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

    •    
    • органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    •    
    Если же объекты инфраструктуры не предусмотрены  ТР для морского транспорта, то  их оценка соответствия проводится в соответствии с  Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".


    ТР для внутреннего транспорта

    Процедура оценки соответствия в форме классификации предусмотрена для:

     
         
    • самоходных судов внутреннего водного транспорта с мощностью главного двигателя от 55 киловатт и более;

    •    
    • несамоходных судов валовой вместимостью от 80 регистровых тонн;

    •    
    • пассажирских судов;

    •    
    • наливных судов;

    •    
    • судов для перевозки опасных грузов;

    •    
    • паромных переправ;

    •    
    • наплавных мостов;

    •    
    • материалов и изделий, предназначенных для перечисленных видов судов;

    •    
    • процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, эксплуатации и утилизации, как судов, так и необходимых для них материалов (изделий).
    •    
    Оценка соответствия в форме классификации проводится уполномоченными органами классификации судов и включает в себя три направления: рассмотрение и согласование технической документации, техническое наблюдение за строительством (изготовлением), переоборудованием, модернизацией, ремонтом объектов регулирования и освидетельствование объектов регулирования в эксплуатации.

    Работы, проводимые по этим направлениям, во многом схожи с работами по оценке соответствия в форме классификации, предусмотренными ТР для морского транспорта. Хотя есть и некоторые отличия по конкретным видам объектов. Эти отличия очень подробно описаны в статьях 512 – 517 ТР для внутреннего транспорта.


    По результатам проведенных работ в зависимости от вида объекта и перечня проведенных работ могут быть выданы следующие документы:


         
    • Письменное заключение о согласовании технической документации и компьютерных приложений. Заключение действительно не более 6 лет.

    •    
    • Свидетельство о классификации на основании результатов поэтапных проверок, швартовных и ходовых испытаний. Получение этого свидетельства необходимо для самоходных судов с главными двигателями мощностью 55 киловатт и более, несамоходных судов валовой вместимостью 80 регистровых тонн и более, всех пассажирских и наливных судов, а также всех судов, предназначенных для перевозки опасных грузов, а также паромных переправ и наплавных мостов на внутренних водных путях.

    •    
    • Свидетельство об одобрении типа объекта регулирования выдается на материалы и изделия для судов.

    •    
     

    Оценка соответствия в форме декларирования соответствия на основе собственных доказательств предусмотрена для причалов и портовых причальных сооружений.

     

    В этом случае заявителем является собственник объекта или его эксплуатант. Заявителем самостоятельно составляется и принимается декларация соответствия на основании необходимой технической документации, результатов собственных испытаний и измерений и проведения обследования аккредитованной испытательной лабораторией.

    Процедура оценки соответствия в форме государственного контроля (надзора) для разных типов объектов проводится различными уполномоченными органами:

       
         
    • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта контролирует средства навигационного оборудования и судовые ходы, обозначенные навигационными знаками судоходной обстановки или иным способом. А также используемые для целей судоходства самоходные суда с главными двигателями мощностью 55 киловатт и более, несамоходные суда валовой вместимостью 80 регистровых тонн и более, все пассажирские и наливные суда, а также все суда, предназначенные для перевозки опасных грузов, паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях. Кроме того, процессы проектирования, производства, строительства, монтажа, эксплуатации и утилизации, связанные с объектами внутреннего водного транспорта.

    •    
    • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору процедура оценки соответствия в форме государственного контроля для перегрузочных комплексов и пассажирских терминалов, которые должны соответствовать Федеральному закону «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

    •    
    • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий  контролирует перегрузочные комплексы, пассажирские терминалы, оградительные, берегоукрепительные, гидротехнические сооружения портов, причалы и портовые причальные сооружения.

    •    
    • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет оценку соответствия самоходных судов, несамоходных судов, пассажирских и наливных судов, плавсредств, предназначенных для перевозки опасных грузов, паромных переправ и наплавных мостов на внутренних водных путях. А также процессы проектирования, производства, строительства, монтажа, эксплуатации и утилизации, связанные с объектами внутреннего водного транспорта. Кроме того, к их ведению относятся перегрузочные комплексы, пассажирские терминалы, оградительные, берегоукрепительные, гидротехнические сооружения портов, причалы и портовые причальные сооружения,  процессы проектирования (включая изыскания), строительства, эксплуатации, вывода из эксплуатации и ликвидации, связанные с объектами инфраструктуры внутреннего водного транспорта.

    •    
    • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проводит оценку соответствия таких объектов как самоходные суда, несамоходные суда, пассажирские и наливные суда, суда, предназначенные для перевозки опасных грузов, перегрузочные комплексы, пассажирские терминалы, оградительные, берегоукрепительные, гидротехнические сооружения портов.
    •    
    В ходе мероприятий по оценке соответствия в форме государственного контроля (надзора) уполномоченные органы проводят проверку работающих объектов, фиксируют показания приборов, ведут наблюдение за инструментальным контролем и проводят контрольные заборы воды и прочие действия.
       

    В случае неисполнения требований ТР для морского транспорта и ТР для внутреннего транспорта объекты регулирования не могут быть допущены к эксплуатации и установке. Ответственными же за прохождение процедуры оценки соответствия являются владельцы и эксплуататоры данных объектов.

    Заключение

    Хочется надеяться, что принятые технические регламенты для водного транспорта действительно помогут достичь поставленных при их разработке задач. А вот каковы будут результаты их реального применения - покажет практика.

     

    Для написания статьи были использованы материалы сайта сертификационного центра "Quantum group"



2024 July 17

11:30 NYK completes world's first truck-to-ship ammonia bunkering of ammonia-fueled tugboat
10:52 CEVA Logistics, Almajdouie Logistics sign JV in Saudi Arabia 
10:24 Port of Long Beach container volume up up 15.3% to 835,412 TEUs in June 2024

2024 July 16

18:02 China extends visa-free transit policy to 37 ports
17:25 Works on schedule for the Ravenna regasifier, with the plant operational in the first quarter of 2025
17:05 STX Heavy Industries changes name to “HD Hyundai Marine Engine”
16:45 OOCL's revenue rises 14pc to US$2.2bln
16:20 Saltchuk acquires all of the outstanding shares of Overseas Shipholding Group
15:57 EU sets four conditions for the port of Piraeus inverstments
15:41 Serbia to open tender for Prahovo port overhaul in 2024
15:37 EIB lends €90 million for sustainable expansion of the Port of Livorno
15:34 Crew of capsized oil tanker off Oman still missing
15:14 Lomarlabs signs with Cargokite to develop a new ship class of micro ships
14:47 Greece extends naval drills that deter Russian oil transfers - Bloomberg
14:08 The Official Journal of the European Union publishes the first-ever EU regulation to reduce methane emissions
13:24 High cat fines found in the Amsterdam-Rotterdam-Antwerp region bunker fuel samples, alerts CTI-Maritec
12:58 Yangzijiang Shipbuilding works to acquire over 866,671 sqm of land for new clean energy ship manufacturing base
12:42 GTT entrusted by Samsung Heavy Industries with the tank design of a new FLNG
10:47 Maersk signs an MoU for ship recycling in Bahrain

2024 July 15

18:06 European Shipowners and Maritime Transport Unions launch initiative to support shipping and seafarers in the digital transition
17:35 APM Terminals Mumbai switches to 80% renewable electricity
17:05 Seaspan Shipyards welcomes the formation of the “ICE Pact”
16:41 World’s first entirely hydrogen-powered ferry welcomes passengers in San Francisco Bay
16:26 FMC issues request for additional information regarding Gemini Agreement
16:24 Saipem awarded two offshore projects in Saudi Arabia worth approximately 500 million USD
16:12 Pecém Complex selects Stolthaven Terminals and GES Consortium as H2V Hub green ammonia operator
15:43 Singapore's bunker sales rise 8.5% in the first half of 2024
15:27 TORM purchases eight and sells one second-hand MR vessel
14:55 Adani plans to build port in Vietnam
13:35 Regulator gives conditional nod to HD Korea Shipping's purchase of stake in STX Heavy
13:02 HD Korea Shipbuilding wins US$2.67 billion order to build 12 container carriers
12:51 Maersk introduces SH3 ocean service between China and Bangladesh
12:24 ABS to сlass two new Seatrium FPSOs for Petrobras
11:42 CSP Abu Dhabi Terminal surpasses throughput of 5 mln TEUs
11:11 Fincantieri launches the seventh PPA “Domenico Millelire” in Riva Trigoso
10:51 India's first transshipment port receives its first container ship
10:35 The “Egypt Green Hydrogen” project in SCZONE wins a contract worth € 397 million to export green fuel to Europe

2024 July 14

15:17 FMC issues request for additional information regarding Gemini agreement
13:06 Lummus and MOL Group begin engineering execution on advanced waste plastic recycling plant in Hungary
10:51 Chinese line launches new Arctic container service to Arkhangelsk
09:49 Malta PM tours Abela toured MSC World Europa officially inagurates Valletta shore power

2024 July 13

15:47 €11 million for 1-MW Dynamic Electrolyser Unit
14:11 PSA Group and Singapore mitigate impact of global supply chain disruptions
12:23 NREL: Offshore wind turbines offer path for clean hydrogen production
10:06 MMMCZCS releases a technical, environmental, and techno-economic analysis of the impacts of vessels preparation and conversion

2024 July 12

18:00 Qingdao Port International to buy oil terminal assets for $1.30 billion
17:36 Saipem signs framework agreement with bp for offshore activities in Azerbaijan
17:06 AG&P LNG and BK LNG Solution signs an agreement to bring BKLS's first LNG spot cargo into China
16:31 Allseas removes final Brent platform with historic lift
15:58 ZPMC Qidong Marine Engineering launches the world’s largest FPSO bow section for Petrobras
15:25 MSC acquires Gram Car Carriers
14:58 ABP boosts marine capability through pilot launch upgrades
14:34 Fincantieri receives ISO 31030 attestation from RINA
13:52 Second new dual-fuel fast Ro-Pax ferry to enter service for Balearia after successful sea trials
13:24 ADNOC deploys AIQ’s world-first RoboWell AI solution in offshore operations
12:59 ABS issues AIP for new gangway design from Pengrui and COSCO
11:38 Port of Long Beach data project receives $7.875 mln to speed goods delivery
11:15 ZeroNorth to provide its eBDN solution on 12 barges operated by Vitol Bunkers in Singapore
10:46 Seatrium secures customer contract agreement from Teekay Shipping for the repairs and upgrades of a fleet of vessels
10:14 Liquid Wind and Uniper enter into strategic partnership to accelerate the development of eFuels

2024 July 11

18:06 Yanmar and Amogy to explore ammonia-to-hydrogen integration for decarbonized marine power
17:36 COSCO Shipping receives first 7500 CEU LNG dual-fuel PCTC
17:06 Monjasa adds two tankers and targeting West Africa’s offshore industry
16:34 Biden administration announces funding for 15 small shipyards in 12 states
16:10 Iran's Ports and Maritime Organization attracts nearly $1.7bln of investment in ports, maritime sector
15:52 The added value of Chinese port cities up to US$869.05 bln in 2023
15:25 HD Hyundai becomes first Korean shipbuilder to sign MSRA with US Navy
13:41 NovaAlgoma orders the world’s largest cement carrier
13:21 Steerprop selected to provide comprehensive propulsion systems for world's largest cable-laying vessel
12:41 Integrated Wartsila propulsion package supports decarbonisation and efficiency goals for James Fisher tankers