• 26 октября 2011 06:36

    Операция по спасению танкера «Григорий Бугров» успешно завершена (фото)

    Операция по спасению танкера «Григорий Бугров» успешно завершена. Как сообщает пресс-служба «Морского инженерного бюро», принимавшего участие в операции, 25 октября 2011 года караван с аварийным судном прибыл в порт Астрахань. Вечером «Григорий Бугров» отшвартовали к причалу №3 специализированной организации ЗАО «Эко+».

    Разлива 6138 тонн мазута, находившихся на борту судна, удалось избежать, так как танкер «Григорий Бугров» в 2005 году прошел переоборудование с полной заменой грузовой зоны и реновацию корпуса на уровень 2SS по проекту «Морского инженерного бюро», отмечается в сообщении. После переоборудования судно полностью соответствовало требованиям международной Конвенции МАРПОЛ (в том числе по двойному дну и двойным бортам).

    Напомним, танкер столкнулся с неизвестным подводным объектом в Каспийском море 13 октября 2011 года. На судне помимо груза мазута находился запас дизельного топлива в объеме 44 тонны, 1,5 тонны масла, 5 тонн льяльных вод и 30 тонн пресной воды. После столкновения в течение короткого времени было затоплено машинное отделение, судно потеряло ход, обесточилось, получило крен около 27 градусов и значительный дифферент на корму. В результате танкер сел кормой на грунт в 75 милях от устья Волги и 94 милях от порта Махачкала. Экипаж в составе 11 человек был спасен сухогрузом «Амур 2515». В результате инцидента никто не пострадал.

    Для координации спасательной операции в Росморречфлоте была создана рабочая группа, в Астрахани – штаб по ликвидации последствий аварии. Непосредственно на месте аварии руководство спасательной операцией осуществлял капитан морского порта Астрахань Магомед Абдулатипов. С 13 октября по указанию Федерального Агентства морского и речного транспорта к расчетному обеспечению действий по спасению танкера приступила группа аварийной поддержки «Морского инженерного бюро».

    Теплоход проекта 1577 «Григорий Бугров» (длина 128,6 м, ширина 16,5 м, высота 5,5 м) представляет собой стальное, однопалубное, двухвинтовое нефтеналивное судно смешанного река-море плавания класса IIСП, с двойным дном и двойными бортами, с баком и ютом, с тронком, с машинным и насосным отделениями и рубками в корме, с 8 грузовыми танками.

    Главные водонепроницаемые переборки расположены на 27, 34, 61, 79, 97 (133), 151, 169 и 196 шпациях, сообщает пресс-служба бюро. Размер шпации в носу – 400 мм, в корме – 600 мм, в районе грузовых танков – 660 мм. При реновации корпус в пределах шпаций 34–169 был изготовлен заново, с измененной в соответствии с требованиями МАРПОЛ геометрией (высота двойного дна в ДП 1100 мм, у второго борта – 1300 мм). При этом был образован тронк высотой 1500 мм, момент сопротивления корпуса в средней части нового корпуса имел 16% запас по отношению к требованиям класса IIСП, толщины элементов в средней части были увеличены до соответствия требованиям класса.

    В отличие от судов типа «Волгонефть», в средней части корпуса во время переоборудования были выполнены не 2, а 4 группы балластных танков, что существенно облегчило положение танкера в аварийной ситуации.

    Цифровая модель ситуации с точки зрения посадки, остойчивости и прочности была выполнена к вечеру 13 октября, далее уточнялась по мере получения новых фактических данных с выдачей оперативных рекомендаций штабу по ликвидации последствий аварии.

    Исходя из величины крена и дифферента судна, эксперты выявили, что в результате повреждений днищевой обшивки затоплены балластные танки ЛБ 25, 11, 13, машинное и румпельное отделения, часть помещений юта. Была допущена вероятность повреждений в балластном танке ЛБ 9.

    В начальный момент судно приняло около 2800 тонн забортной воды (примерно 1600 тонн воды в машинное отделение, примерно 1200 тонн в балластные танки ЛБ 11, 13, 25). В дальнейшем вода распространилась в помещениях юта и рубки с ЛБ, крен вырос до 30 градусов, общее количество воды оценивалось около 3000 тонн.

    Состояние судна из-за несимметричности затопления характеризовалось значительным креном на ЛБ – около 30 градусов и значительным дифферентом (4,5 м на корму). По сути, судно находилось на плаву засчет запаса плавучести носовых отсеков, а также части объемов, которые не заполнены грузом в грузовых танках.

    Усилия в корпусе в таком состоянии (без волновой составляющей) были в пределах допускаемых. Однако ситуация могла кардинально измениться в случае шторма.

    В наиболее опасной зоне в районе насосного отделения (перед надстройкой) изгибающий момент на тихой воде имел экстремум с величиной около 59 тыс. 500 кНм. Момент перегибающий, при этом днище сжато. При таком относительно небольшом моменте это не было опасно, но, когда перегиб в этой зоне стал возрастать из-за откатки груза в кормовых танках, могла возникнуть опасность перелома, так как это «больное» место судов типа «Волгонефть». При этом, если вся грузовая зона танкера была новой, то, начиная с насосного отделения и далее в корму корпус был сохранен с исходного проекта. Там поперечная система набора и достаточно небольшие толщины.

    Расчеты аварийной остойчивости показали проблемы с динамической остойчивостью (под воздействием волнения существовала опасность опрокидывания судна). В итоге были сформулированы первоочередные задачи операции – уменьшение осадки кормой (постановка судна на плав) и борьба с креном при контроле прочности в районе насосного отделения.

    Основная цель – получить состояние судна с наибольшей осадкой не более 4,20-4,30 м (для обеспечения возможности буксировки танкера в Астрахань).

    Были проанализированы возможные варианты действий:

    1. Герметизация затопленных помещений и отсеков и их откатка:
    - помещения юта (они создают достаточно большую свободную поверхность);
    - помещения машинного отделения и румпельного отделения (они ответственны за большой дифферент, значительную потерю остойчивости и плавучести, и главное, за значительный перегибающий момент, что опасно для корпуса в районе насосного отделения);
    - балластные цистерны (11, 13, а также 25) – ответственные за крен.

    2. Выгрузка груза.

    3. Комбинация в. у. мероприятий.

    Проведенные оперативные расчеты показали, что необходимо было действовать параллельно по двум вариантам (1+2).

    При выгрузке груза из грузового танка 7 (846 тонн) перегибающий момент в опасной зоне (в районе насосного) вырастал до 85 тыс. 900 кНм. Это было допустимо, но уже заметно. Тем более, что днище там имело повреждения, размеры которых на момент выполнения расчетов еще не были известны. После выгрузки танка 7 выгрузка из грузового танка 5 величина перегибающего момента в опасной зоне уменьшалась до 42 тыс. кНм. Значительно уменьшался крен и улучшалась динамическая остойчивость.

    В связи с этим были даны рекомендации:

    - выгрузить максимально возможно из грузового танка 7;
    - обеспечить выгрузку из грузового танка 5 (при этом обращалось внимание, что при завершении этого этапа возникал крен на ПБ, соответственно, выгрузку дальше осуществлять одновременно с танка 5 и танка 8 – до получения необходимых осадок и выравнивая крен);
    - осуществить выдавливание воды из балластных цистерн (11 и 13, затем 25 и 9), а также 12 (так как впоследствии была обнаружена вода в цистерне 12 ПБ, которая, вероятно, была затоплена водой позже, в результате повреждения вентиляционных головок во время шторма 19-21 октября);
    - выполнить герметизацию и откатку воды из помещений юта, румпельного, машинного отделения.

    Для устранения крена груз также выгружался из танков 6 и 8 (симметричных танкам 5 и 7). При всплытии кормы и при дальнейшей откатке воды из машинного отделения с целью недопущения дифферента на нос осуществлялся перепуск груза с танков 3 и 4 в танки 5 и 6 с последующей выгрузкой груза на другой танкер.

    В ходе операции рекомендации корректировались в связи с получением фактических данных по поврежденным помещениям (были выявлены затопление балластной цистерны 12, пробоина в форпике), по фактическим возможностям применения оборудования (насос, временно установленный в грузовом танке 5, обладал существенно большей производительностью, чем насос в грузовом танке 7) и т. п.

    Фактические размеры повреждений были выявлены позже, когда судно стало всплывать, так как до этого танкер «лежал» на этих пробоинах.

    Вечером 21 октября была обнаружена первая пробоина – с рваными краями по днищу у скулы в районе балластного танка №9 с длиной порядка 5,5 м и шириной до 35 см. В дальнейшем были выявлены и заделаны 5 пробоин в районе форпика с ЛБ, в районе балластной цистерны 9, между балластными цистернами 25 и 13, между балластными цистернами 13 и 11, а также по днищу машинного отделения. Длины пробоин составляли от 4 до 8 м с шириной до 35 см.

    Таким образом, танкер получил повреждения днища с ЛБ на длине около 96 м (72% от габаритной длины судна) и принял около 3000 тонн забортной воды (28% от водоизмещения по ЛГВЛ). Учитывая, что на борту было еще и 6138 тонн груза и около 80 тонн запасов, следует признать, что состояние судна было крайне опасным и сама операция с таким объектом была крайне тяжелой.

    В итоге, усилиями спасателей судно было поставлено на плав (утром 22 октября), крен и заметный дифферент ликвидированы, остойчивость восстановлена и прочность корпуса не нарушена.

    Вечером 23 октября основные мероприятия по борьбе за живучесть, включая выгрузку мазута (всего было выгружено 4404,560 куб. м груза) завершились.

    Спустя неделю после аварии, 20 октября, по указанию штаба штабу по ликвидации последствий аварии «Морское инженерное бюро» разработало и согласовало с Астраханским филиалом обоснование буксировки танкера (с 2 вариантами – перегон в порт Астрахань и в порт Махачкала) со следующим заключением:

    1. Ветро-волновая обстановка в рассматриваемом районе при ограничении по высоте волны 2,5 м допускает перегон судна на буксире без экипажа.
    2. Аварийная посадка и остойчивость судна на переходе удовлетворяют Правилам РС во всех рассмотренных случаях.
    3. Прочность судна с учетом повреждений, в состоянии на перегон соответствует требованиям Правил РС к судам с ограничением по высоте волны 3-процентной обеспеченности 3,5 м.
    4. На перегон судну устанавливается ограничение по высоте волны 3-процентной обеспеченности 2,5 м, что обеспечивает дополнительный запас прочности.

    С ночи 24 октября по вечер 25 октября перегон в порт Астрахань был благополучно осуществлен.

    Активное участие в спасательной операции приняло новое морское водолазное судно «Стольный град Ярославль» проекта SDS08 «Морского инженерного бюро». Судно построено в 2010 году Ярославским судостроительным заводом для Северо-Каспийского управления аварийно-спасательных и подводно-технических работ по заказу Федерального Агентства морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.



2024 July 16

18:02 China extends visa-free transit policy to 37 ports
17:25 Works on schedule for the Ravenna regasifier, with the plant operational in the first quarter of 2025
17:05 STX Heavy Industries changes name to “HD Hyundai Marine Engine”
16:45 OOCL's revenue rises 14pc to US$2.2bln
16:20 Saltchuk acquires all of the outstanding shares of Overseas Shipholding Group
15:57 EU sets four conditions for the port of Piraeus inverstments
15:41 Serbia to open tender for Prahovo port overhaul in 2024
15:37 EIB lends €90 million for sustainable expansion of the Port of Livorno
15:34 Crew of capsized oil tanker off Oman still missing
15:14 Lomarlabs signs with Cargokite to develop a new ship class of micro ships
14:47 Greece extends naval drills that deter Russian oil transfers - Bloomberg
14:08 The Official Journal of the European Union publishes the first-ever EU regulation to reduce methane emissions
13:24 High cat fines found in the Amsterdam-Rotterdam-Antwerp region bunker fuel samples, alerts CTI-Maritec
12:58 Yangzijiang Shipbuilding works to acquire over 866,671 sqm of land for new clean energy ship manufacturing base
12:42 GTT entrusted by Samsung Heavy Industries with the tank design of a new FLNG
10:47 Maersk signs an MoU for ship recycling in Bahrain

2024 July 15

18:06 European Shipowners and Maritime Transport Unions launch initiative to support shipping and seafarers in the digital transition
17:35 APM Terminals Mumbai switches to 80% renewable electricity
17:05 Seaspan Shipyards welcomes the formation of the “ICE Pact”
16:41 World’s first entirely hydrogen-powered ferry welcomes passengers in San Francisco Bay
16:26 FMC issues request for additional information regarding Gemini Agreement
16:24 Saipem awarded two offshore projects in Saudi Arabia worth approximately 500 million USD
16:12 Pecém Complex selects Stolthaven Terminals and GES Consortium as H2V Hub green ammonia operator
15:43 Singapore's bunker sales rise 8.5% in the first half of 2024
15:27 TORM purchases eight and sells one second-hand MR vessel
14:55 Adani plans to build port in Vietnam
13:35 Regulator gives conditional nod to HD Korea Shipping's purchase of stake in STX Heavy
13:02 HD Korea Shipbuilding wins US$2.67 billion order to build 12 container carriers
12:51 Maersk introduces SH3 ocean service between China and Bangladesh
12:24 ABS to сlass two new Seatrium FPSOs for Petrobras
11:42 CSP Abu Dhabi Terminal surpasses throughput of 5 mln TEUs
11:11 Fincantieri launches the seventh PPA “Domenico Millelire” in Riva Trigoso
10:51 India's first transshipment port receives its first container ship
10:35 The “Egypt Green Hydrogen” project in SCZONE wins a contract worth € 397 million to export green fuel to Europe

2024 July 14

15:17 FMC issues request for additional information regarding Gemini agreement
13:06 Lummus and MOL Group begin engineering execution on advanced waste plastic recycling plant in Hungary
10:51 Chinese line launches new Arctic container service to Arkhangelsk
09:49 Malta PM tours Abela toured MSC World Europa officially inagurates Valletta shore power

2024 July 13

15:47 €11 million for 1-MW Dynamic Electrolyser Unit
14:11 PSA Group and Singapore mitigate impact of global supply chain disruptions
12:23 NREL: Offshore wind turbines offer path for clean hydrogen production
10:06 MMMCZCS releases a technical, environmental, and techno-economic analysis of the impacts of vessels preparation and conversion

2024 July 12

18:00 Qingdao Port International to buy oil terminal assets for $1.30 billion
17:36 Saipem signs framework agreement with bp for offshore activities in Azerbaijan
17:06 AG&P LNG and BK LNG Solution signs an agreement to bring BKLS's first LNG spot cargo into China
16:31 Allseas removes final Brent platform with historic lift
15:58 ZPMC Qidong Marine Engineering launches the world’s largest FPSO bow section for Petrobras
15:25 MSC acquires Gram Car Carriers
14:58 ABP boosts marine capability through pilot launch upgrades
14:34 Fincantieri receives ISO 31030 attestation from RINA
13:52 Second new dual-fuel fast Ro-Pax ferry to enter service for Balearia after successful sea trials
13:24 ADNOC deploys AIQ’s world-first RoboWell AI solution in offshore operations
12:59 ABS issues AIP for new gangway design from Pengrui and COSCO
11:38 Port of Long Beach data project receives $7.875 mln to speed goods delivery
11:15 ZeroNorth to provide its eBDN solution on 12 barges operated by Vitol Bunkers in Singapore
10:46 Seatrium secures customer contract agreement from Teekay Shipping for the repairs and upgrades of a fleet of vessels
10:14 Liquid Wind and Uniper enter into strategic partnership to accelerate the development of eFuels

2024 July 11

18:06 Yanmar and Amogy to explore ammonia-to-hydrogen integration for decarbonized marine power
17:36 COSCO Shipping receives first 7500 CEU LNG dual-fuel PCTC
17:06 Monjasa adds two tankers and targeting West Africa’s offshore industry
16:34 Biden administration announces funding for 15 small shipyards in 12 states
16:10 Iran's Ports and Maritime Organization attracts nearly $1.7bln of investment in ports, maritime sector
15:52 The added value of Chinese port cities up to US$869.05 bln in 2023
15:25 HD Hyundai becomes first Korean shipbuilder to sign MSRA with US Navy
13:41 NovaAlgoma orders the world’s largest cement carrier
13:21 Steerprop selected to provide comprehensive propulsion systems for world's largest cable-laying vessel
12:41 Integrated Wartsila propulsion package supports decarbonisation and efficiency goals for James Fisher tankers
12:36 MABUX: Bunker Outlook, Week 28, 2024
12:10 Valencia Port Authority signs an agreement with C.N.E. Hydrogen and Fuel Cells to promote hydrogen research
11:41 Long Beach, Los Angeles ports partner for zero-emissions future