• 26 октября 2011 06:36

    Операция по спасению танкера «Григорий Бугров» успешно завершена (фото)

    Операция по спасению танкера «Григорий Бугров» успешно завершена. Как сообщает пресс-служба «Морского инженерного бюро», принимавшего участие в операции, 25 октября 2011 года караван с аварийным судном прибыл в порт Астрахань. Вечером «Григорий Бугров» отшвартовали к причалу №3 специализированной организации ЗАО «Эко+».

    Разлива 6138 тонн мазута, находившихся на борту судна, удалось избежать, так как танкер «Григорий Бугров» в 2005 году прошел переоборудование с полной заменой грузовой зоны и реновацию корпуса на уровень 2SS по проекту «Морского инженерного бюро», отмечается в сообщении. После переоборудования судно полностью соответствовало требованиям международной Конвенции МАРПОЛ (в том числе по двойному дну и двойным бортам).

    Напомним, танкер столкнулся с неизвестным подводным объектом в Каспийском море 13 октября 2011 года. На судне помимо груза мазута находился запас дизельного топлива в объеме 44 тонны, 1,5 тонны масла, 5 тонн льяльных вод и 30 тонн пресной воды. После столкновения в течение короткого времени было затоплено машинное отделение, судно потеряло ход, обесточилось, получило крен около 27 градусов и значительный дифферент на корму. В результате танкер сел кормой на грунт в 75 милях от устья Волги и 94 милях от порта Махачкала. Экипаж в составе 11 человек был спасен сухогрузом «Амур 2515». В результате инцидента никто не пострадал.

    Для координации спасательной операции в Росморречфлоте была создана рабочая группа, в Астрахани – штаб по ликвидации последствий аварии. Непосредственно на месте аварии руководство спасательной операцией осуществлял капитан морского порта Астрахань Магомед Абдулатипов. С 13 октября по указанию Федерального Агентства морского и речного транспорта к расчетному обеспечению действий по спасению танкера приступила группа аварийной поддержки «Морского инженерного бюро».

    Теплоход проекта 1577 «Григорий Бугров» (длина 128,6 м, ширина 16,5 м, высота 5,5 м) представляет собой стальное, однопалубное, двухвинтовое нефтеналивное судно смешанного река-море плавания класса IIСП, с двойным дном и двойными бортами, с баком и ютом, с тронком, с машинным и насосным отделениями и рубками в корме, с 8 грузовыми танками.

    Главные водонепроницаемые переборки расположены на 27, 34, 61, 79, 97 (133), 151, 169 и 196 шпациях, сообщает пресс-служба бюро. Размер шпации в носу – 400 мм, в корме – 600 мм, в районе грузовых танков – 660 мм. При реновации корпус в пределах шпаций 34–169 был изготовлен заново, с измененной в соответствии с требованиями МАРПОЛ геометрией (высота двойного дна в ДП 1100 мм, у второго борта – 1300 мм). При этом был образован тронк высотой 1500 мм, момент сопротивления корпуса в средней части нового корпуса имел 16% запас по отношению к требованиям класса IIСП, толщины элементов в средней части были увеличены до соответствия требованиям класса.

    В отличие от судов типа «Волгонефть», в средней части корпуса во время переоборудования были выполнены не 2, а 4 группы балластных танков, что существенно облегчило положение танкера в аварийной ситуации.

    Цифровая модель ситуации с точки зрения посадки, остойчивости и прочности была выполнена к вечеру 13 октября, далее уточнялась по мере получения новых фактических данных с выдачей оперативных рекомендаций штабу по ликвидации последствий аварии.

    Исходя из величины крена и дифферента судна, эксперты выявили, что в результате повреждений днищевой обшивки затоплены балластные танки ЛБ 25, 11, 13, машинное и румпельное отделения, часть помещений юта. Была допущена вероятность повреждений в балластном танке ЛБ 9.

    В начальный момент судно приняло около 2800 тонн забортной воды (примерно 1600 тонн воды в машинное отделение, примерно 1200 тонн в балластные танки ЛБ 11, 13, 25). В дальнейшем вода распространилась в помещениях юта и рубки с ЛБ, крен вырос до 30 градусов, общее количество воды оценивалось около 3000 тонн.

    Состояние судна из-за несимметричности затопления характеризовалось значительным креном на ЛБ – около 30 градусов и значительным дифферентом (4,5 м на корму). По сути, судно находилось на плаву засчет запаса плавучести носовых отсеков, а также части объемов, которые не заполнены грузом в грузовых танках.

    Усилия в корпусе в таком состоянии (без волновой составляющей) были в пределах допускаемых. Однако ситуация могла кардинально измениться в случае шторма.

    В наиболее опасной зоне в районе насосного отделения (перед надстройкой) изгибающий момент на тихой воде имел экстремум с величиной около 59 тыс. 500 кНм. Момент перегибающий, при этом днище сжато. При таком относительно небольшом моменте это не было опасно, но, когда перегиб в этой зоне стал возрастать из-за откатки груза в кормовых танках, могла возникнуть опасность перелома, так как это «больное» место судов типа «Волгонефть». При этом, если вся грузовая зона танкера была новой, то, начиная с насосного отделения и далее в корму корпус был сохранен с исходного проекта. Там поперечная система набора и достаточно небольшие толщины.

    Расчеты аварийной остойчивости показали проблемы с динамической остойчивостью (под воздействием волнения существовала опасность опрокидывания судна). В итоге были сформулированы первоочередные задачи операции – уменьшение осадки кормой (постановка судна на плав) и борьба с креном при контроле прочности в районе насосного отделения.

    Основная цель – получить состояние судна с наибольшей осадкой не более 4,20-4,30 м (для обеспечения возможности буксировки танкера в Астрахань).

    Были проанализированы возможные варианты действий:

    1. Герметизация затопленных помещений и отсеков и их откатка:
    - помещения юта (они создают достаточно большую свободную поверхность);
    - помещения машинного отделения и румпельного отделения (они ответственны за большой дифферент, значительную потерю остойчивости и плавучести, и главное, за значительный перегибающий момент, что опасно для корпуса в районе насосного отделения);
    - балластные цистерны (11, 13, а также 25) – ответственные за крен.

    2. Выгрузка груза.

    3. Комбинация в. у. мероприятий.

    Проведенные оперативные расчеты показали, что необходимо было действовать параллельно по двум вариантам (1+2).

    При выгрузке груза из грузового танка 7 (846 тонн) перегибающий момент в опасной зоне (в районе насосного) вырастал до 85 тыс. 900 кНм. Это было допустимо, но уже заметно. Тем более, что днище там имело повреждения, размеры которых на момент выполнения расчетов еще не были известны. После выгрузки танка 7 выгрузка из грузового танка 5 величина перегибающего момента в опасной зоне уменьшалась до 42 тыс. кНм. Значительно уменьшался крен и улучшалась динамическая остойчивость.

    В связи с этим были даны рекомендации:

    - выгрузить максимально возможно из грузового танка 7;
    - обеспечить выгрузку из грузового танка 5 (при этом обращалось внимание, что при завершении этого этапа возникал крен на ПБ, соответственно, выгрузку дальше осуществлять одновременно с танка 5 и танка 8 – до получения необходимых осадок и выравнивая крен);
    - осуществить выдавливание воды из балластных цистерн (11 и 13, затем 25 и 9), а также 12 (так как впоследствии была обнаружена вода в цистерне 12 ПБ, которая, вероятно, была затоплена водой позже, в результате повреждения вентиляционных головок во время шторма 19-21 октября);
    - выполнить герметизацию и откатку воды из помещений юта, румпельного, машинного отделения.

    Для устранения крена груз также выгружался из танков 6 и 8 (симметричных танкам 5 и 7). При всплытии кормы и при дальнейшей откатке воды из машинного отделения с целью недопущения дифферента на нос осуществлялся перепуск груза с танков 3 и 4 в танки 5 и 6 с последующей выгрузкой груза на другой танкер.

    В ходе операции рекомендации корректировались в связи с получением фактических данных по поврежденным помещениям (были выявлены затопление балластной цистерны 12, пробоина в форпике), по фактическим возможностям применения оборудования (насос, временно установленный в грузовом танке 5, обладал существенно большей производительностью, чем насос в грузовом танке 7) и т. п.

    Фактические размеры повреждений были выявлены позже, когда судно стало всплывать, так как до этого танкер «лежал» на этих пробоинах.

    Вечером 21 октября была обнаружена первая пробоина – с рваными краями по днищу у скулы в районе балластного танка №9 с длиной порядка 5,5 м и шириной до 35 см. В дальнейшем были выявлены и заделаны 5 пробоин в районе форпика с ЛБ, в районе балластной цистерны 9, между балластными цистернами 25 и 13, между балластными цистернами 13 и 11, а также по днищу машинного отделения. Длины пробоин составляли от 4 до 8 м с шириной до 35 см.

    Таким образом, танкер получил повреждения днища с ЛБ на длине около 96 м (72% от габаритной длины судна) и принял около 3000 тонн забортной воды (28% от водоизмещения по ЛГВЛ). Учитывая, что на борту было еще и 6138 тонн груза и около 80 тонн запасов, следует признать, что состояние судна было крайне опасным и сама операция с таким объектом была крайне тяжелой.

    В итоге, усилиями спасателей судно было поставлено на плав (утром 22 октября), крен и заметный дифферент ликвидированы, остойчивость восстановлена и прочность корпуса не нарушена.

    Вечером 23 октября основные мероприятия по борьбе за живучесть, включая выгрузку мазута (всего было выгружено 4404,560 куб. м груза) завершились.

    Спустя неделю после аварии, 20 октября, по указанию штаба штабу по ликвидации последствий аварии «Морское инженерное бюро» разработало и согласовало с Астраханским филиалом обоснование буксировки танкера (с 2 вариантами – перегон в порт Астрахань и в порт Махачкала) со следующим заключением:

    1. Ветро-волновая обстановка в рассматриваемом районе при ограничении по высоте волны 2,5 м допускает перегон судна на буксире без экипажа.
    2. Аварийная посадка и остойчивость судна на переходе удовлетворяют Правилам РС во всех рассмотренных случаях.
    3. Прочность судна с учетом повреждений, в состоянии на перегон соответствует требованиям Правил РС к судам с ограничением по высоте волны 3-процентной обеспеченности 3,5 м.
    4. На перегон судну устанавливается ограничение по высоте волны 3-процентной обеспеченности 2,5 м, что обеспечивает дополнительный запас прочности.

    С ночи 24 октября по вечер 25 октября перегон в порт Астрахань был благополучно осуществлен.

    Активное участие в спасательной операции приняло новое морское водолазное судно «Стольный град Ярославль» проекта SDS08 «Морского инженерного бюро». Судно построено в 2010 году Ярославским судостроительным заводом для Северо-Каспийского управления аварийно-спасательных и подводно-технических работ по заказу Федерального Агентства морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.



2024 May 16

10:40 Kalmar and Uniport Livorno agree on new terminal tractor order to enhance reliability, safety and service quality at Italian terminal
10:04 AMSA collaborates on a trial providing more recycling options for visiting foreign ships
09:59 SunGas Renewables and C2X announce strategic partnership

2024 May 15

18:07 MOL holds naming ceremony for newbuilding LNG carrier Greenergy Ocean to serve China National Offshore Oil Corporation
17:30 ClassNK and StormGeo mark significant collaboration to advance maritime decarbonization
17:02 Newly certified methanol valves to improve dual-fuel shipbuilding
16:45 HD KSOE to lease Subic shipyard in Philippines
16:25 Eidsvaag receives two forage carrier vessels designed and equipped by Kongsberg Maritime
15:58 ADNOC delivers first ever bulk shipment of CCS-enabled certified low-carbon ammonia to Japan
15:35 World's 1st wind challenger-equipped coal carrier achieves fuel savings of 17%
14:57 LR to support the retrofit of two Stena Line ferries to methanol
13:52 Port of Los Angeles nets record $58 million for harbor maintenance
13:32 CMA CGM to launch MCX - West Coast Central America
12:51 Port of Long Beach cargo volumes up 14.4% in April
12:21 First Ro-Pax vessel receives DNV Silent notation following successful sea trials with Wartsila propellers
11:41 Hapag-Lloyd transport volumes increased by 6.8 percent to 3 million TEU in Q1 2024
11:10 Cavotec signs two-year service agreement with Port of Salalah
10:41 China overtakes Korea in global shipbuilding competitiveness
09:58 The ports of Rotterdam and Delft join the CLARION project

2024 May 14

18:02 ICTSI to invest in new Southern Luzon gateway
17:31 ACL, BG Freight Line and Peel Ports Group start container service between Ireland and North America
17:10 Port of Hamburg is the first port in Europe to offer shore power for both container and cruise ships
16:31 Port of Gothenburg launches the platform "Digital Port Call"
16:18 NS United, NSY, Imabari Shipbuilding and Japan Marine United Corporation sign MOU for the construction of Cape-size bulk carriers using dual methanol fuel
15:56 Port of Antwerp-Bruges launches the world's first methanol-powered tugboat
15:29 The Ports of Barcelona and Shanghai will work together on innovation and decarbonisation projects
13:55 AD Ports Group announces Q1 results
12:58 NYK, NBP, TSUNEISHI SHIPBUILDING and Drax sign MOU to develop ‘bioship’ technology and plans to construct the world’s first biomass-fuelled ship
11:30 Maris Fiducia team up with HAV Hydrogen, Norwegian Hydrogen and Ankerbeer for zero emission bulk shipping
11:05 ABS and HD Hyundai Group sign MOU to advance medium-voltage power systems on ships
10:43 Finnlines’ new freight-passenger Superstar-class vessel Finnsirius awarded by Shippax
10:23 Kongsberg Maritime to design and equip two new salmon farm forage carrier vessels for Norwegian coastal cargo carrier Eidsvaag AS
09:48 Yara International and Kongsberg Digital enter collaboration on digital twin technology

2024 May 13

18:00 Capital dredging commences for Lowestoft Eastern Energy Facility
17:06 Berlin’s oldest passenger vessel enters a new green era powered by Torqeedo
16:22 Russia’s seaborne diesel trading partners shifted after Feb 2023 sanctions
16:18 Denis Manturov: Russian shipyards to deliver more than 110 civil ships this year
16:05 CMA CGM and China’s Contemporary Amperex Technology plan to set up joint venture
15:39 Yara Clean Ammonia and AM Green sign term sheet for sale of renewable ammonia from India to Yara Clean Ammonia’s global market
15:23 Maersk suspends methanol ship order to Chinese shipbuilder
14:59 Hamad Port сontainer volumes up 30% in 2023
14:04 Hanwha buys S’pore Dyna-Mac’s stake for $73.8 mn from Keppel
13:41 The EU plans to allocate more than $220 million to combat drug trafficking in ports
13:08 Subsea Integration Alliance awarded contract offshore Turkey
11:46 India to sign 10-year Chabahar port pact with Iran
10:22 QatarEnergy to acquire two new exploration blocks offshore Egypt
09:51 IMO promotes safe ship recycling in Bangladesh

2024 May 12

16:09 Yang Ming reports net profit of US$ 298.42 million for Q1 2024
15:13 Drydocks World unveils major propeller repair enhancements and new facilities
14:06 NYK launches trial to utilize 3D models in design of new LPG tanker
13:29 GCMD and NYK Line team up to address concerns of long-term, continuous biofuels use on vessel operations
12:13 State-of-the-art ammonia reforming technology from Amogy verified by ABS
11:41 MABUX: Bunker Outlook, Week 19, 2024
11:38 MOL joins project to develop frozen and refrigerated warehouse in Singapore
10:52 Jan De Nul EBITDA rose 39% to 610 million euro in 2023

2024 May 11

18:01 Drewry: Investments surge on strong demand outlook for LNG bunkering
17:19 Seatrium signs multi-year technology collaboration agreement with ABS to accelerate decarbonisation and energy transition
16:49 Kotug Canada holds keel laying ceremony for two RAsalvor 4400 DFM methanol fuelled tugs
15:47 Two RAmparts 3500 ASD tugs enter service at Tianjin Port
13:17 TotalEnergies announces first oil production on Eldfisk North
11:02 Petramina welcomes VLGC duo in its tanker fleet
10:38 Fairplay Towage Group places order for two additional Damen ASD tugs

2024 May 10

15:37 MITSUI E&S production volume of large marine engines reaches 155 units in FY2023
13:51 Fincantieri: Vard to build a hybrid Ocean Energy Construction Vessel for the norwegian shipping group Island Offshore
11:46 Med Marine selects Kongsberg Maritime thrusters for six stern-drive tugs for Tunisian port authority
09:52 Seatrium signs multi-year technology collaboration agreement with ABS to accelerate decarbonisation and energy transition

2024 May 9

16:04 Wallenius Wilhelmsen announces another solid quarter
14:23 Stena Line to increase cargo capacity by 30% on Stena Forerunner and Stena Foreteller
12:06 ClassNK releases report “ClassNK Alternative Fuels Insight”
10:13 Sea-Intelligence: Improved vessel delays may release more capacity