• 17 ноября 2005

    Арктика заказывает страховой пул

    Развитие Северного морского пути, а так же освоение новых нефтяных и газовых месторождений на российском арктическом шельфе и в северных районах страны неизбежно ведут к увеличению интенсивности судоходства в Арктике. Для повышения рентабельности перевозок углеводородного сырья с 2006 года запланирован вывод новых крупнотоннажных танкеров на экспортные северные маршруты. Реализация этого проекта связана с решением проблемы страхования большегрузных танкеров на российском страховом рынке. В настоящее время российские страховщики предлагают судовладельцам контракты с покрытием не более $25 млн. Для страхования танкеров дедвейтом свыше 70 тыс. тонн потребуется до $85 млн.

     

    Рост экспорта увеличивает риски
    Объем экспорта арктической российской нефти в порты Европы и Северной Америки в 2005 году достигнет 7 млн. тонн. В ближайшие несколько лет, этот показатель может возрасти в 2-3 раза за счет использования более крупных судов. Таким образом, со временем при организации широкомасштабного экспорта нефти за рубеж, риск нефтеразлива может стать наиболее существенным. Как показывает мировая практика, ликвидация последствий экологической катастрофы на море исчисляется сотнями миллионов и миллиардами долларов. Только для ликвидации последствий разлива 100 тыс. тонн нефти из аварийного танкера "Эксон-Валдиз" у берегов Аляски в 1989 году потребовалось $1 миллиард.

     

    Нужен страховой пул
    Для решения проблемы обеспечения страхования крупных арктических танкеров российскими страховщиками, петербургский ЦНИИ Морского флота (ЦНИИМФ) разработал проект по созданию Арктического пула российских страховых компаний с лимитом страховой ответственности по отдельному страховому случаю - $85 миллионов. Именно такая мера, по мнению старшего научного сотрудника ЦНИИМФ Анатолия Яковлева, может стать первым шагом на пути возврата в Россию денег, выплаченных судовладельцами по морским страховым контрактам. Пока что наша страна сохраняет у себя не более 15% от таких сумм, остальные страховые премии оседают на счетах зарубежных компаний. В целом доля перестрахования на западном рынке составляет 87,5 — 97,5%.
    Арктический пул страховщиков, как предлагает ЦНИИМФ, может быть создан по инициативе страховых компаний "КапиталЪ Страхование" (до 2003 г. - СК "ЛУКОЙЛ") и «Ингосстрах». К числу потенциальных участников Арктического пула могут быть отнесены такие компании, как "Росгосстрах", "Генеральная страховая компания", "УралСиб", "Нефтеполис", "Согаз", "Интеррос-Согласие", "Якорь", "РОСНО", Национальная страховая группа. Яковлев уточнил, что первый договор страхования может быть заключен при участии нового пула на танкер, дедвейтом 70 тыс. тонн, который введет в эксплуатацию ЗАО «Севморнефтегаз» (предприятие, созданное «Росшельфом» и «Пурнефтегазом» - дочерними компаниями «Газпрома» и «Роснефти») в будущем году для работы в Печорском море (месторождение Приразломное). Новый пул может быть создан только для страхования гражданской ответственности судовладельцев крупнотоннажных танкеров за загрязнение окружающей среды. Его складочный капитал будет в состоянии покрыть риски гражданской ответственности судовладельцев, предусмотренной в «Кодексе торгового мореплавания».
    Однако страховой капитал Арктического пула сможет покрыть только часть затрат на полную ликвидацию катастрофических разливов нефти.

     

    Взаимное страхование вне закона
    Специалисты научного института уверены, что большую часть ответственности судовладельца должно взять на себя специально созданное Общество взаимного страхования с лимитом страховой ответственности (в отношении одного инцидента) - $1 миллиард. Общество объединит судоходные и коммерческие компании, связанные с транспортировкой нефти в Арктике. Его членами могут стать следующие компании, использующие свои танкеры в Арктике: Мурманское морское пароходство, Приморское морское пароходство, «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Газпром», «Севернефтесервис», «Газотрубопровод», «ТНК-ВР», «Сургутнефтегаз», «Новошип», «Совкомфлот» и др. Для покрытия расходов члены Общества должны будут определить на общем собрании размер и порядок формирования страховых резервов.
    Однако создание такого общества возможно только при условии принятия федерального закона РФ «О взаимном страховании». Без этого документа проект не может быть реализован. В ЦНИИМФе уверены, что только представленным выше путем возможно обеспечить страхование гражданской ответственности российских судовладельцев (за исключением перестрахования) в соответствии с требованием закона «Об организации страхового дела в РФ» только на российском страховом рынке.
    Проект закона «О взаимном страховании» внесен в Государственную Думу в феврале 2003 года, однако не принят до сих пор. «Поскольку перспектива его принятия затягивается на неопределенное время, то возникает необходимость предоставления российским судовладельцам возможности страховать свои риски в иностранных клубах взаимного страхования. Тогда имущественные интересы российских судовладельцев при авариях танкеров на территории России и интересы иностранных лиц при причинении российскими судами ущерба за границей будут защищены одинаково надежно», отмечает профессор Яковлев. В таком случае к страхованию гражданской ответственности российских судовладельцев можно будет привлечь Международный Фонд компенсации ущерба от загрязнения нефтью с лимитом покрытия $203 млн. и Международный Пул клубов взаимного страхования с лимитом $1 млрд. 250 млн.

    С учетом наиболее характерных морских рисков для Арктики ЦНИИМФом разработаны «Рекомендации по страхованию морских рисков на Северном морском пути». В «Рекомендациях» дана оценка морских рисков и изложены условия страхования ответственности судовладельцев за ущерб от загрязнения с судов нефтью и за причинение ядерного ущерба, а также определены условия страхования корпуса и механизмов судов при плавании во льдах. Информация об институте представлена на нашем сайте в рубрике «Каталог компаний» в разделе «Другие компании».

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен