• 10 февраля 2006

    Порт Таганрог притягивает мазут

    Порт Таганрог претендует на роль крупнейшего порта по перевалке мазута на побережье Азовского моря. Две из трех стивидорных компаний порта по итогам 2005 года обеспечили перевалку более чем 0,5 млн. тонн темных нефтепродуктов, что в 18 раз превышает аналогичный показатель 2004 года. В 2006 году ожидается рост грузооборота мазута в порту до 1 млн. тонн за счет ввода агропромышленным холдингом «Югтранзитсервис» нового нефтпродуктового терминала.

     

    Порт на троих
    Из шести азовских портов только морской порт Таганрог имеет возможность обеспечить экспортную отгрузку нефтепродуктов. Порт расположен на северном побережье Таганрогского залива в 10 милях западнее устья реки Дон. Проход судов в гавань осуществляется по подходному каналу. Длина канала - 19 км. Ширина канала - 80 м. Проходная осадка судов - 4,2 м. Навигация возможна круглый год, в течение 30-90 суток ледовой обстановки (обычно с середины декабря до начала марта) в сопровождении ледокола. Порт открыт для захода иностранных судов.

    Грузооборот порта Таганрог обеспечивают три стивидорные компании: ОАО «Таганрогский морской торговый порт» (ТМТП), ОАО «Приазовье» и ОАО «Таганрогский судоремонтный завод». У первых двух стивидоров есть общие учредители. В составе акционеров ТМТП (на начало 2005 года) - ООО «Дижен» (40%), ООО «Торговая система ВМВ» (10%) и государство (25%). Акционерами «Приазовья» выступают коммерческие структуры Таганрога, то же ООО «Дижен» (18%) и петербургское ЗАО «Комик» (35%). Кроме схожего состава акционеров две стивидорные компании имеют общего топ-менеджера - генеральный директор ОАО «Приазовье» Игорь Субботин одновременно занимает кресло коммерческого директора ТМТП.

    Компания ТМТП обеспечивает более 60% общего морского грузооборота Таганрога, эксплуатируя 6 из 10 причалов порта. ОАО «Приазовье» имеет только один причал, однако компания использует дополнительную схему рейдовой перевалки грузов по варианту "судно-судно" на глубинах до 7 метров без захода в порт и постановки к причалу. Тем не менее, доля «Приазовья» в общем грузообороте порта не превышает 7%.

     

    Акцент на топливо
    По информации предоставленной Субботиным ИА «ПортНьюс», в 2005 году ТМТП впервые приступил к операциям по перевалке мазута, обеспечив на конец года объем перевалки топлива 424 тыс. тонн. При этом компания снизила на 3% по сравнению с 2004 годом свой совокупный оборот, достигнув уровня 1,902 млн. тонн грузов. Снижение общего объема перевалки произошло за счет значительного (на 82%) уменьшения поставок металла - до 653,9 тыс. тонн.

    Объем перевалки мазута ОАО «Приазовье» в 2005 году возрос в 3,3 раза по сравнению с 2004 годом и составил 96,618 тыс. тонн. В том числе экспорт мазута составил 22,052 тыс. тонн (7 экспортных отгрузок), остальное - бункеровка. В стивидорной компании уточнили, что в 2004 году весь объем мазута - 29,240 тыс. тонн - был направлен на осуществление бункеровочных операций. Экспортную перевалку мазута в 2004 году ОАО «Приазовье» не производило. Как отметили в компании, «рост объема поставок мазута стал возможным из-за хорошего качества поставляемого топлива, а так же оптимального соотношения цены и качества нефтепродуктов». Общий грузооборот ОАО «Приазовье» за 2005 год сократился на 12,8% по сравнению с предыдущим годом и составил 189,604 тыс. тонн. Объем перевалки металлолома снизился на 57,9% и составил 67,187 тыс. тонн.

    Третья стивидорная компания - ОАО «Таганрогский судоремонтный завод» - является структурным подразделением крупного агропромышленного холдинга «Югтранзитсервис». В прошлом году нестабильность российского рынка зерна подтолкнула руководство холдинга к реструктуризации собственных активов. На территории таганрогского завода, где традиционно велась перевалка зерна, было решено построить морской терминал по перевалке мазута. Этот бизнес агрохолдинг счел наиболее прибыльным. Как сообщили ИА «ПортНьюс» в пресс-службе «Югтранзитсервиса», в настоящее время готовность нового терминала составляет 95%. Однако работы на терминале приостановлены из-за плохих погодных условий: Азовское море покрыто толстым слоем льда. Поэтому запуск терминала отложен до того момента, когда лед сойдет полностью. Другим препятствием к открытию мазутного комплекса стало активное противодействие администрации Ростовской области. В начале января 2006 года губернатор области Сергей Назаров заявил о незаконности строительных работ на «Таганрогском судоремонтном заводе» из-за отсутствия полного согласования проекта в областном комитете по охране окружающей среды. Однако пресс-служба холдинга заявляет о том, что процесс переговоров по поводу строительства нового терминала с областной администрацией находится в активной стадии. Поэтому в холдинге не сомневаются в том, что к весне мазутный терминал может быть введен в эксплуатацию. Его первая очередь рассчитана на объем перевалки мазута 500 тыс. тонн в год.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен