Южные порты растут неравномерно
Крупнейшими портами Южного бассейна в 2005 году было перевалено более 159 млн. тонн грузов. Это составляет почти 40% от общего грузооборота портового комплекса страны. Порты Юга по динамике роста немного отстали от Северо-Западного бассейна, значительно обогнали бассейн Дальневосточный и почти на 12% превзошли собственные прошлогодние результаты. В общей сложности, по данным Ассоциации морских торговых портов России (АСОП), через Южные порты России прошло более 46 млн. тонн сухогрузов и более 112 млн. тонн наливных грузов. Однако нагрузка на порты региона распределилась неравномерно. Порты Новороссийск, Туапсе и Темрюк — каждый в силу своих возможностей - в минувшем году увеличили грузооборот, а порты Кавказ и Астрахань, напротив, сбавили темп.
Новороссийск
Лидер Южных портов — глубоководный порт Новороссийск с круглогодичной навигацией обеспечивает более 70% суммарного грузопотока региона. По статистике АСОП, в минувшем году через Новороссийский порт прошло более 113 млн. тонн грузов, что на 16% выше аналогичного показателя за 2004 год и составляет 38% от грузооборота всех отечественных портов. В том числе в отчетном году порт обработал 86,7 млн. тонн нефтеналива. Этот показатель на 11% превысил соответствующие данные за 2004 год. Порт принимает суда самых различных типов, тоннажа и назначения и способен перерабатывать практически все виды грузов. Практически каждая третья тонна российского нефтяного экспорта проходит через порт Новороссийск. По подсчетам РБК, в порту осуществляется перевалка почти 70% от объема всего российского экспорта зерна, около 50% импортного сахара-сырца, 25% экспортной стали, 10% химических удобрений.
Туапсе
Туапсе — второй по объемам перевалки после Новороссийска порт России на черноморском побережье, перегружающий на экспорт нефтепродукты и единственный глубоководный незамерзающий порт, переваливающий на экспорт уголь.
Усилиями двух стивидорных компаний, работающих в порту: ОАО «Туапсинский морской торговый порт» (14 причалов) и ООО «Предприятие Туапсинский морской коммерческий порт» (один причал Рыбного порта), грузооборот порта Туапсе в 2005 году превысил 21,3 млн. тонн, увеличив прошлогодний результат на 6%. В основном это преимущество было достигнуто за счет перевалки сухогрузов, грузооборот которых возрос в отчетном году на 21% и составил 6,6 млн. тонн.
Как сообщили ИА «ПортНьюс» в Морской администрации порта Туапсе, ОАО «Туапсинский морской торговый порт» увеличило перевалку металла до 1,7 млн. тонн, перевалку сахара до 1,09 млн. тонн и руды до 69,20 тыс. тонн. Вторая стивидорная компания порта - ООО «Предприятие Туапсинский морской коммерческий порт» - в 2005 году только приступила к перевалке металла и металлолома, на полпроцента увеличила перевалку леса до 9,93 тыс. тонн и более чем в 4,5 раза повысила показатели по грузообороту стройматериалов.
Перевалка нефтеналивных грузов в прошлом году занималась только компания «Туапсинский морской торговый порт». Она практически не изменила грузооборот нефти и нефтепродуктов, который был зафиксирован в порту в 2004 году. Объем перевалки нефтеналива в Туапсе в 2005 году возрос на 1,2 % по сравнению с предыдущим годом и составил 14,73 млн. тонн. Из них нефтепродукты составили 9,8 млн. тонн.
Темрюк
Морской порт Темрюк расположен на Таманском побережье Азовского моря при впадении в него реки Кубань. В порту имеется 1200 погонных метров оборудованных причалов. Порт Темрюк принимает суда длиной до 140 метров, осадкой до 3,5 метров.
История порта Темрюк насчитывает без малого век, однако в перечень морских портов России Темрюк включен только в 2001 году. Еще 10 лет назад грузооборот порта не превышал 100 тыс. тонн в год, а сам порт почти не работал из-за ограниченной глубины подходного канала. Основным видом перерабатываемых грузов были генеральные грузы: лес, лесоматериалы, металл, негабаритные грузы. Сегодня морской порт Темрюк обеспечивает перевалку важнейших российских и транзитных грузопотоков. В структуре экспорта преобладает сырая нефть, мазут, удобрения, зерно, дизельное топливо. 75% импорта составляет перевалка стройматериалов. По данным Таманского филиала ФГУП «Росморпорт», в 2005 году через порт прошло более 1 млн. тонн грузов. В том числе, более 950 тыс. тонн было отправлено на экспорт, более 50 тыс. тонн составили импортные грузы.
Кавказ
Порт Кавказ находится в Керченском проливе на границе Азовского и Черного морей со стороны России. На территории порта проложена собственная железнодорожная ветка длиной 2600 метров. Через причалы порта, в первую очередь, производится перевалка насыпных грузов (минеральных удобрений, концентратов различных руд, зерна). Но стивидорные компании порта могут перегружать так же генеральные, лесные грузы, а также грузы в контейнерах. Кроме того, перевалка грузов производится на якорной стоянке в акватории порта.
В течение шести последних лет грузооборот порта Кавказ равномерно увеличивался, отметили в Таманском филиале «Росморпорта». Однако в прошлом году Кавказ пошел вопреки сложившейся тенденции и снизил перевалку грузов на 21,75% - до 7,2 млн. тонн. В основном снижение грузооборота произошло за счет уменьшения на 62% объема рейдовой перевалки нефти, нефтепродуктов и минудобрений.
Астрахань
Среди крупнейших южных портов России Астрахань находится в наименее выгодном положении, поскольку является замерзающим портом. Проводка судов в зимние месяцы осуществляется с помощью ледоколов. В Астраханском водно-транспортном узле (устье Волги) перерабатываются черные металлы, металлопрокат, пиломатериалы, асбест, оборудование, автотехника, продовольственные грузы. Глубины вдоль причального фронта порта Астрахань колеблются от 4 до 5,2 м. Грузовые операции в порту осуществляют 10 стивидорных компаний. По данным Морской администрации порта, в общей сложности грузооборот стивидорных компаний Астрахани в 2005 году составил 5 млн. тонн. (- 9% по отношению к 2004 году). В порту снижение грузооборота связывают с сокращением объема экспорта грузов по Каспийскому морю в сторону Ирана. Общий объем перевалки нефтеналивных грузов сократился за 2005 год почти вдвое.