• Home
  • Relevant Topics
  • Серик Жусупов: Новый порядок аренды причалов осталось подписать Герману Грефу
  • 11 мая 2006

    Серик Жусупов: Новый порядок аренды причалов осталось подписать Герману Грефу

    Исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов России (АСОП) Серик Жусупов рассказывает в интервью ИАА «ПортНьюс» о продвижении двух новых документов, оказывающих значительное влияние на развитие портового бизнеса — Законе о портах и новом порядке передачи в аренду недвижимого имущества в морских портах РФ.

     

    - Как продвигается работа по созданию стабильного правового поля для портовиков? Можно ли ожидать решения в первом полугодии текущего года вопросов аренды государственного имущества стивидорными компаниями? Какие предпринимаются шаги?

    - Если говорить о правовом поле, то необходимо обратить внимание на два основных документа, которые должны регламентировать деятельность стивидорных компаний в морских портах. В первую очередь - это закон о морских портах, который в настоящее время находится в Минюсте на согласовании. Мы надеемся, что данный документ будет направлен, в течение второго квартала на рассмотрение в правительство РФ. Вполне возможно, также во втором квартале, законопроект о морских портах поступит на рассмотрение в Государственную Думу.
    Этот документ достаточно важен, поскольку морской порт - вероятно, единственный вид транспортного узла, который обеспечивает на своей территории стыковку почти всех видов транспорта, и который при этом не имеет фактически правового поля. В Кодексе торгового мореплавания есть только лишь упоминание о необходимости разработки данного закона. Там же указано, что все взаимоотношения должны регулироваться в рамках закона о морских портах. Поэтому, как я уже сказал, мы ожидаем, что в ближайшее время соответствующий законопроект будет направлен в Госдуму.
    Я хотел бы особо обратить внимание на то, что данный законопроект разрабатывался Минтрансом при взаимодействии с Ассоциацией морских портов (АСОП). К сожалению, в процессе согласования ряд пунктов, значимых для нас был исключен по различным причинам, связанным с мнениями различных министерств. Но Ассоциация морских портов надеется, что мы сможем обратить дополнительное внимание на эти пункты при рассмотрении этого законопроекта в Государственной Думе.

     

    - Вы можете уточнить, какие именно пункты были исключены из документа?

    - Это ряд пунктов, связанных с осуществлением коммерческой деятельности в порту, это вопросы, связанные со статусом портов. Мы предлагали ввести градацию портов: порты государственного значения, регионального значения и муниципального значения, исходя из структуры перерабатываемых грузов. Также мы предлагали ввести ряд дополнительных понятий в части объектов основных средств, которые являются составной частью портовой инфраструктуры. Кроме того, из законопроекта был исключен ряд вопросов, связанных с развитием портов, строительством и реконструкцией гидро-технических сооружений.
    Много и других вопросов, которые не попали в текст законопроекта на данном этапе. Но мы полагаем, что сможем обратить внимание на них при рассмотрении в Государственной Думе, и надеемся на соответствующую поддержку.

     

    - МЭРТ может в законопроекте изменить что-то?

    - МЭРТ уже согласовал закон о портах и сейчас документ находится в Минюсте. Это последняя инстанция.

     

    - Можно ли ожидать, что депутаты быстро проведут этот закон и к концу года закон о портах будет принят?

    - Я этого не исключаю

     

    - Вы сказали, что для портового бизнеса сейчас актуальны два новых документа. Какой второй?

    - Следующий документ, это порядок передачи в аренду федерального недвижимого имущества в морских портах. В настоящий момент, данный документ сформирован в Минтрансе при взаимодействии со специалистами Ассоциации морских портов. В ближайшее время он должен быть направлен в Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ). Мы надеемся, что в течение второго квартала текущего года мы сможем согласовать данный документ в МЭРТе, и портовики получат правовую базу, регулирующую арендное взаимоотношение в морских портах.

     

    - А Вы можете каким-то образом повлиять на скорость прохождения документа в Минэкономразвития?

    - Мы будем способствовать этому. Но рычагов влияния на исполнительные органы федеральной власти у нас нет. Мы будем способствовать путем обращения внимания со стороны Ассоциации и проведением различного рода консультаций специалистами, которые будут рассматривать этот документ в рамках МЭРТа.

     

    - Какой срок аренды установлен в новом документе?

    - Максимальный срок аренды определяется как 49 лет. Минимальный срок, при условии возложения на арендатора функций капитального ремонта, - 15 лет. Я полагаю, что практически все договоры аренды будут предусматривать возложение капитального ремонта на арендатора, таким образом, портовики получат гарантированный период аренды федерального имущества не менее 15 лет.
    Также в этом документе мы считаем достаточно важным то, что определение размера арендной платы производится по четкой и понятной формуле, что исключает субъективизм при определении размера арендной платы. Эта формула основывается на данных восстановительной, балансовой стоимости имущества с применением различных коэффициентов, которые характеризуют географическое расположение порта, структуру перерабатываемых грузов и техническое состояние причалов самого имущества.
    При этом, по нашим расчетам, увеличение арендных платежей будет незначительным — примерно 10-15%. Но это обусловлено инфляцией. Также предусмотрена четкая система индексации платежей в зависимости от уровня инфляции, которая определяется федеральным законом о федеральном бюджете. Такой порядок прост, прозрачен, основывается на конкретных составляющих, которые формируют арендную плату.

     

    - Будет ли конкурсная процедура перезаключения договоров аренды?

    - В большинстве случаев конкурс как таковой проводиться не будет. Потому что в тех случаях, когда имущество, которое подлежит передаче в аренду, технологически неразрывно связано с другим имуществом, которое принадлежит частному инвестору — в этих случаях конкурс проводиться не будет. Прежде всего, рассматривается наличие прилегающей инфраструктуры как основных фондов, недвижимости.
    Практически все стивидорные компании имеют непосредственно прилегающую инфраструктуру к причалу, имеют неразрывную технологическую взаимосвязь данного имущества со своим имуществом. Поэтому в большинстве случаев, я думаю процентов на 90 по всем нашим стивидорным компаниям, конкурс проводиться не будет.

     

    - Если этот документ будет рассмотрен в Минэкономразвития до конца второго квартала, то какова его дальнейшая судьба? Он должен быть принят Постановлением правительства РФ?

    - Нет. Это межведомственный документ, который подписывается двумя руководителями министерств: Министром транспорта Игорем Левитиным и Министром экономического развития Германом Грефом.

     

    - То есть осталось получить подпись Германа Грефа?

    - Фактически да.

     

    - В какие сроки новый порядок передачи в аренду федерального имущества в портах сможет вступить в силу?

    - Скорее всего, этот документ после подписания нужно будет зарегистрировать в Минюсте, как межведомственный акт. И уже после регистрации он вступает в законную силу.

     

    - В ходе административно-правовой реформы в портах России нарушилась система осуществления контроля и надзора за портовой деятельностью: многие государственные органы предъявляют излишние требования к частным компаниям, не имея полномочий для этого. В частности, в порту Санкт-Петербург управление Росприроднадзора по СЗФО требует у арендаторов причалов предъявлять декларации о безопасности ГТС. По мнению Ростехнадзора, руководства Росприроднадзора и Минтранса РФ, такое требование незаконно. Однако конфликт не решен и требования ГУ Росприроднадзора по СЗФО в порту Санкт-Петербург поддерживаются прокуратурой города. Возможно, вмешательство АСОП сможет прояснить ситуацию?

    - В отношении декларации безопасности, я бы хотел отметить, что есть письма от руководства Росприроднадзора, которые четко определяют, что надзор за портовыми и техническими сооружениями - это функция Ространснадзора. А не Росприроднадзора. Есть конкретное письмо за подписью заместителя руководителя.
    Существует частное судебное решение по Санкт-Петербургу в отношении «Рыбного порта», не прокуратуры. «Рыбный порт», насколько я знаю, будет оспаривать это решение. При необходимости мы можем оказать содействие «Рыбному порту» хотя эта компания и не является членом Ассоциации морских портов.
    Отмечу, что общие рекомендации всем стивидорным компаниям даны: требования ГУ Росприроднадзора по СЗФО в отношении оформления деклараций безопасности ГТС не соответствуют тем функциям, которые возложены на данный федеральный орган исполнительной власти, и надзор за данными сооружениями осуществляет Ространснадзор, что отражено в официальном письме заместителя руководителя Росприроднадзора.

     

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен