• 16 мая 2006

    Военные корабли в мирное время

    На петербургских судостроительных верфях сейчас строится более десятка военных кораблей. Только в этом году были заложены и подводные лодки, и надводные корабли. В этом же году, впервые за 15 лет, был спущен на воду корабль, спроектированный и построенный в новейшее Российское время. Специалисты называют это началом нового российского кораблестроения и прогнозируют изменение ситуации к лучшему в течение ближайших 5 — 10 лет.

     

    Мы строили, строили

    Надводный флот, по оценкам специалистов, сегодня представляет собой лишь часть того флота, который был в советское время. В течение семи лет (с 1994 по 2000 годы) для отечественного флота не было заложено ни одного надводного корабля. Однако после провальных 90-х годов, о возрождении судостроительной отрасли заговорили на самом высоком уровне. Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию обратил внимание на приоритетное развитие судостроительной промышленности и отметил, что сейчас в России строятся все классы боевых кораблей. Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко пообещала, что Правительство города со своей стороны будет поддерживать судостроительную промышленность. Причина этого не только политическая, но и экономическая - «60% оборонного заказа, которое производится в Санкт-Петербурге, приходится на судостроительные предприятия», - добавила губернатор.

    Сейчас, благодаря экспортным контрактам успешно функционируют крупнейшие российские судостроительные заводы. ОАО «Балтийский завод» ведет постройку серии фрегатов для Индии. ФГУП «Адмиралтейские верфи» строит и модернизирует дизельные подводные лодки для иностранных заказчиков. Также для инозаказчика на ОАО СЗ «Северная верфь» строится эскадренный миноносец проекта 956 ЭМ. Планирует также построить шесть десантных кораблей на воздушной подушке (ДКВП) «Зубр» для флотов двух стран ОАО Судостроительная фирма «Алмаз». Об этом еще в апреле заявлял журналистам генеральный директор компании Леонид Грабовец. Он тогда отмечал, что «есть два государства, которые могут купить «Зубры», одно из них может заключить контракт уже в этом году».
    Основными покупателями российских кораблей являются Индия и Китай; проявляют интерес Индонезия и Вьетнам.

    Параллельно с выполнением международных заказов на российских верфях ведется постройка военных кораблей и для ВМФ России. В апреле на «Алмазе» был заложен третий в серии артиллерийский корабль проекта 21630 «Махачкала». В этом году на флот должен поступить головной корабль этой серии «Астрахань». В стадии строительства второй корабль «Каспийск». Все они войдут в состав Каспийской флотилии. Директор ОАО "Судостроительная фирма "Алмаз" Леонид Грабовец в свою очередь сообщил, что его предприятие готово ежегодно сдавать по одному такому кораблю для Российского ВМФ.
    Сегодня на ОАО «Северная верфь» был спущен на воду головной корвет ВМФ РФ «Стерегущий». Еще два серийных корвета - «Бойкий» и «Сообразительный» - сейчас на стадии формирования корпуса.

     

    Выставка достижений

    Способность отечественных предприятий производить и продавать военно-морское оружие наглядно продемонстрировал военно-морской салон, проходивший прошлым летом в Петербурге. Тогда же и было отмечено, что объем гособоронзаказа впервые превысил объемы экспорта и составил 183 миллиарда рублей (на военно-морской флот приходится одна четвертая оборонзаказа). Еще в 2000 году гособоронзаказ составлял всего 40 миллиардов рублей.
    Поменялась и структура экспорта вооружения. Как сообщил заместитель генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт» Владимир Пахомов в одном их своих интервью, «в 2004 году объем экспорта составлял $5,1 млрд., а доля военно-морской техники не превышала 24%. В этом году (2005) объемы экспорта сохранятся на прежнем уровне, но при этом доля военно-морской техники увеличится до 51%».

     

    Перспективы

    Адмирал флота Владимир Масорин, присутствовавший на закладке артиллерийского корабля «Махачкала» на ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз», в апреле 2006 года отметил: «Конечно, прежде главнокомандующий на каждую закладку не ездил. Это естественно. Но сегодня это не такое частое событие, чтобы его не заметить. Так получилось, что многие годы корабли не закладывались. Но это не значит, что ничего не делалось. Разрабатывались концепции, идеи, делалась документация, проектирование проводилось. Просто не было возможности, не было денег. Сейчас наступил тот период, когда мы пользуемся заслугами или тем трудом, который был вложен до нас. То есть мы решим свою задачу».

    ВМФ России в течение 15-20 лет планирует построить серию из 20 современных фрегатов. Сейчас потребности флота во фрегатах проекта 22 350 составляют примерно 20 единиц: по 5 на каждый флот. Главком ВМФ в перспективе не исключает строительство одного или двух авианосцев. «Один-два авианосца было бы оптимально для поддержания авианесущей составляющей ВМФ России».
    На строительство подводных лодок в ближайшие 5 лет будут направляться основные средства. «Мы должны полностью сменить подводные лодки стратегического назначения, говорил Масорин на судостроительном заводе в Зеленодольске. - Для этих целей строится новая ракета «Булава», под эту ракету строятся и новые подводные лодки».

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен