• 31 мая 2006

    Морские порты обретут закон

    Законопроект «О морских портах Российской Федерации» преодолел принципиальные разногласия нескольких ключевых министерств, прошел согласование всех заинтересованных правительственных структур и, по планам Министерства транспорта, должен быть принят до конца текущего года. Заместитель министра транспорта РФ Александр Мишарин на расширенном заседании коллегии Минтранса РФ 31 мая сообщил, что проект уже направлен на заключение в Минюст, и «наша задача провести его в этом году».

    Дополнения
    В последнюю редакцию законопроекта «О портах» вошли несколько принципиальных новшеств. В первую очередь, предполагается, что вопросы открытия и закрытия портов, а также утверждение их границ должны быть теперь в компетенции правительства России. Кроме того, правительство будет определять объем полномочий и функций портовых властей, а также устанавливать перечень объектов инфраструктуры морского порта, исключенных из оборота (то есть тех объектов, которые могут находиться только в государственной собственности).

    Ожидания
    Портовый комплекс страны в ожидании нового закона развивается сам, и при этом темпы его развития достаточно высоки. По итогам 2005 года объем перевалки грузов через морские торговые порты России увеличился почти на 12% и составил 407 млн. тонн. За это же время доля переработки российских внешнеторговых грузов в отечественных портах достигла 82%. Транспортный флот российских судоходных компаний в прошлом году пополнился 27 новыми судами. Однако, по словам Мишарина, увеличение нагрузки на транспортную отрасль моментально выявило наиболее острые проблемы развития всей морской транспортной инфраструктуры. Именно закон «О морских портах РФ» будет «способствовать решению этих проблем», считает Мишарин.

    Законопроект предполагает, что будут урегулированы основополагающие вопросы деятельности морских портов, создано стабильное правовое поле, а также привлечены инвестиции в развитие российских морских портов. Также законопроект позволит поддержать отечественные порты и упростить все таможенные оформления. Сами порты должны в итоге стать инвестиционно-привлекательными и более конкурентоспособными, считают в Минтрансе.

    Опасения
    Министр транспорта Игорь Левитин неоднократно отмечал, что сегодня российские порты еще не готовы работать в конкурентной международной среде. «Сейчас для отечественных портов настал переломный момент для развития и повышения конкурентоспособности», - отметил Левитин, говоря о предстоящем вступлении России во Всемирную Торговую организацию (ВТО). «Времени осталось не так-то много - до 2009 года мы должны будем выровнять железнодорожные тарифы, что лишит отечественные порты конкурентного преимущества».
    В 2006 году был значительно повышен тариф на транзитные грузовые перевозки по железной дороге, что привело фактически к снижению в несколько раз контейнерного грузопотока из портов Дальнего Востока в Финляндию. Однако, как отметил на коллегии Левитин, Министерство транспорта РФ не исключает возможности пересмотра транзитных железнодорожных тарифов на перевозку контейнеров по Транссибирской магистрали во второй половине 2006 года. Между министерством и ОАО "РЖД" существует договоренность о проведении анализа транзитных грузопотоков по Транссибу в первом полугодии, сказал Левитин. «Если нам докажут, что транзит сократился именно благодаря железнодорожной составляющей, то, возможно, мы примем решение о пересмотре тарифов во втором полугодии», - добавил министр.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен