• Home
  • Relevant Topics
  • Будущее Мурманска – российский Абердин
  • 5 мая 2012

    Будущее Мурманска – российский Абердин

    Государственная морская академия имени адмирала С.О. Макарова приняла решение о своем стратегическом развитии на территории г. Мурманска и Мурманской области.

    Программа рассчитана на ближайшие пять лет, учитывает экономические, геополитические и социальные аспекты развития Мурманской области и Северо-Западного федерального округа, а также интерес региона к спектру услуг, предоставляемых ведущим морским учебным заведением России.
     
    Целью стратегии является создание на базе Мурманского филиала ГМА уникального образовательного центра в области подготовки высококвалифицированных кадров через систему непрерывного морского образования, а также   подготовку и повышение квалификации командного и рядового состава транспортных и ледокольных судов, работников транспортных береговых служб. Особое внимание Академия планирует уделять развитию специальностей и специализаций в области разведки, добычи и транспортировки углеводородного сырья на объектах морского континентального шельфа в суровых условиях российской Арктики.


         
    Почему Мурманск?

    Мурманск всегда являлся стратегическим городом с момента своего основания в 1916 году. По сути, это единственный незамерзающий глубоководный порт страны, ворота в Арктику, ворота в Северную Европу и северную Атлантику для всех типов транспортных судов практически без ограничения тоннажа.
    В советское время ведущим партнером «Макаровки» стало Мурманское морское пароходство (ММП) – крупнейший судовладелец региона. ММП  и сейчас добрый партнер Академии, значительное число командного состава транспортных судов компании – ее выпускники.

    Академия много и плодотворно сотрудничала с организациями Мурманска, связанными с выловом и обработкой биологических ресурсов моря. Такие компании как «Севрыба», Мурманский траловый флот, «Севрыбхолодфлот», «Комплексные системы» еще с 80-90-х гг прошлого столетия были заказчиками кадров, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в ГМА (тогда еще ЛВИМУ им.адмирала С.О.Макарова).

    В свое время шотландский Абердин был британской столицей рыбопромыслового флота, основой экономики города, как и наш Мурманск в тот же период. Если вы сегодня прилетите в Абердин, то практически не увидите следов этой экономики. Уже в аэропорту вас встретят стенды, плакаты, а на улицах города - билборды с рекламой нефтедобывающей отрасли, которая с середины 70-х годов прошлого столетия перевернула жизнь населения региона, стала базой его процветания. Книжные лавки завалены как специальной, так и научно-популярной литературой, посвященной вопросам добычи углеводородов и экологических проблем отрасли. Прямо на центральной улице города можно узнать о том, как получить специальность буровика, записаться на краткосрочные курсы или поступить в любой из колледжей этой направленности.

    У Мурманска есть все шансы повторить успех Абердина, и видна  потенциальная роль «Макаровки» на этом пути. Варандейский проект, «Приразломная», «Штокман», «Ямал-СПГ», - все это важнейшие проекты для всей страны, реализация которых невозможна без обеспечения кадровой составляющей.


     
    Go- to- SeaCampaign.
     
    Международная морская организация объявила кампанию, призывающую молодежь получать морские специальности (Go- to- Sea Campaign).

    Для России такая кампания также очень актуальна, особенно с учетом демографических проблем нашего общества. Для Мурманска она имеет особый подтекст. За последние 15-20 лет население Мурманской области сократилось более, чем на 30%. При этом рыболовная отрасль испытывала огромные трудности, которые не могли не сказаться на ее кадровом составе. В то же время огромный опыт и профессионализм, полученные за годы развития торгового судоходства и рыболовства в регионе могут и должны быть использованы в новых, «стыковых» секторах экономики. Имеется в виду развитие арктических проектов по разведке, добыче и транспортировке нефти и газа.

    ГМА им. адм. С.О. Макарова в последние годы предпринимает серьезные усилия по агитации выпускников школ на морские факультеты Академии. В целях привлечения  талантливой молодежи в систему непрерывного морского профессионального образования и подготовки кадров для транспортных и судоходных компаний Мурманской области на базе Гимназии №1 города Североморска Мурманской области и на базе Мурманской кадетской школы созданы морские специализированные профильные классы. Мы очень надеемся, что выпускники этих классов придут учиться на судовых механиков, электромехаников, судоводителей и радиоспециалистов в легендарную «Макаровку». А после успешного завершения обучения – найдут себе достойное применение на командных должностях во флотах ведущих морских организаций Мурманска.

    Для решения этой задачи Академией подписан долгосрочный договор аренды с Администрацией города Мурманска по передаче нежилых помещений под нужды Мурманского филиала общей площадью 2000 кв. м. Таким образом, к сентябрю 2012 года, после завершения основных ремонтных работ, филиал полностью организует свою образовательную деятельность на новой площадке. И нынешние учащиеся морских специализированных профильных классов смогут учиться на новой площадке ГМА, оснащенной современными техническими средствами обучения.    

    В ближайшее время планируется  расширить спектр программ по рабочим профессиям и программам среднего профессионального образования для удовлетворения кадровых потребностей транспортных предприятий и организаций Мурманской области; совместно с крупнейшими  компаниями нефтегазовой отрасли открыть профильные специализированные арктические классы на базе школ и гимназий региона; организовать и открыть подготовку специалистов на базе Мурманского филиала по очной форме обучения; с учетом потребностей регионального рынка труда, требований транспортных компаний расположенных на территории Мурманской области, специфики и опыта Академии.


     
    Создание полномасштабного учебно-тренажерного центра.
     
    Новые индустриальные проекты российской экономики, базирующиеся на освоении и развитии объектов морского континентального шельфа, требуют кадрового потенциала уже сегодня. В течение 2010-2011 годов ГМА провела профессиональную подготовку более чем 300 членов экипажей полупогружных буровых установок (ППБУ) ООО «Газфлот», построенных совместно Выборгским заводом и компанией Samsung. Обучение осуществлялось на базе самого современного в России тренажерного комплекса ГМА им. адм. С.О. Макарова в С.-Петербурге.

    В то же время, Морской учебно-тренажерный центр Академии расширил свое сотрудничество в области профессиональной подготовки экипажей шаттл-танкеров ОАО «Совкомфлот» типа «Василий Диньков», обслуживающих Варандейский терминал ОАО «Лукойл» и приступил к обучению экипажей морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная» по эвакуации из аварийного вертолета под водой. Анализ такой подготовки, проведенный Академией совместно с заказчиками из ООО «Газфлот» и ООО «Газпром нефть шельф» показал, что создание альтернативной тренажерной площадки в Мурманске позволит существенно сократить накладные расходы заказчиков. Конечно, при сохранении качества обучения.



    Результатом этого анализа стало решение ГМА о формировании в Мурманске филиала Морского учебно-тренажерного центра.

    В марте 2011 года академией было подписано соглашение о сотрудничестве с ФГУП (теперь – ОАО) «Арктикморнефтегазразведка». Первым промежуточным итогом совместной работы крупнейшего образовательного центра по подготовке специалистов для транспортного и ледокольного флотов и ведущего в России предприятия в области разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений на шельфе арктических морей, стало открытие в октябре 2011 года в Мурманске многофункционального учебно-тренажерного центра подготовки специалистов по выживанию на море. В декабре 2011 года центр получил одобрение Росморречфлота и приступил к работе.

    Вслед за этим решением Академия вошла в созданные на территории Мурманской области рабочие группы по подготовке персонала для освоения Штокмановского и Приразломного месторождений. В настоящее время разработаны и проходят процедуру утверждения планы совместных работ с ООО «Газпром добыча шельф» и «Штокман Девеломпент АГ» на 2012-2015 годы. Академия официально поддержала проект ООО «Газпром добыча шельф» по созданию специализированного корпоративного учебного центра в Мурманске и намерена содействовать ему в дальнейшем.

    В апреле 2012 года ОАО «Атомфлот» создал совместно с ГМА рабочую группу по формированию новой модели взаимодействия обеих организаций, целью которой станет организация подготовки и переподготовки специалистов для работы на атомных ледоколах и других объектах с ядерными энергетическими установками, а также тренажерная подготовка экипажей по проводке судов в ледовых условиях Арктики.

    Проектирование и строительство новой системы управления движением судов в Кандалакше позволит расширить сотрудничество ГМА и Мурманского филиала ФГУП «Росморпорт» в области подготовки операторов системы управления движением судов (СУДС), повышения квалификации лоцманов и командного состава дизельных ледоколов по проводке судов во льдах.

    В Академии понимают, что реализация указанных проектов вряд ли возможна, если  не сформировать в Мурманске полномасштабного учебно-тренажерного центра, оснащенного современными техническими средствами обучения – тренажерами, мультимедийными комплексами, средствами дистанционного обучения и видеоконференции, а также подобрать и подготовить высококвалифицированный преподавательский и инструкторский состав. Это понимают и заказчики ГМА. В настоящее время руководством Академии и ее филиала ведутся переговоры с компаниями, которые имеют соответствующий бизнес-интерес в регионе. В «Макаровке» рассчитывают приступить к реализации своих стратегических планов уже во втором квартале 2012 года.

    Сергей Айзинов, начальник Морского учебно-тренажерного центра Государственной морской академии имени адмирала С.О. Макарова.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен