Алексей Тюкавин: «Задача - отобрать реальные проекты МТУ и их реализовать»
Мурманский незамерзающий глубоководный порт, имея серьезный потенциал для развития, на протяжении нескольких лет живет в ожидании прихода новых инвесторов и реализации новых инфраструктурных проектов. О том, когда в Мурманской области начнется строительство и модернизация морских терминалов в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказывает первый вице-губернатор региона Алексей Тюкавин.
- Алексей Михайлович, расскажите, пожалуйста, на каком этапе находится реализация проекта «Мурманский транспортный узел» (МТУ)?
- Сегодня основная работа по проекту МТУ сосредоточена в основном на проектировании и последующем строительстве нового морского терминала по перевалке угля на западном берегу Кольского залива в районе реки Лавна, а также объектов федеральной собственности – это новая железнодорожная ветка общего пользования от станции Выходной до новой станции Лавна. По угольному терминалу сформирован пул инвесторов, проект строительства железнодорожной ветки включен в ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2015г.г.», то есть на его реализацию предусмотрено государственное финансирование.
Сейчас в тех поселках и населенных пунктах Мурманской области, где планируется проложить железную дорогу и построить угольный терминал Лавна, проходит серия общественных слушаний и обсуждений. В целом, население региона позитивно воспринимает проект. Вместе с тем, есть серьезные вопросы у жителей поселка Молочный, где железная дорога запланирована вблизи жилых построек. Хотя общественные слушания носят рекомендательный характер, нам не хотелось бы входить в проект с возражениями местных жителей. Поэтому мы вместе с проектировщиками дороги рассматриваем возникающие вопросы и обсуждаем их на встречах с жителями поселка и местными депутатами. Надеюсь, что нам удастся найти компромиссные решения.
- Когда Вы ожидаете получить согласованный проект?
- ФГУ «Ространсмодернизация», которое является государственным заказчиком проекта МТУ, осенью 2012 года планирует вывести железнодорожную составляющую проекта на Главгосэкспертизу. К этому моменту Ространсмодернизация, Правительство Мурманской области и частные инвесторы порта Лавна должна подписать инвестиционное соглашение, проект которого уже подготовлен. Однако до окончательного решения всех вопросов по земле и энергетике в Лавне, частные инвесторы не готовы подписывать соглашение. Мы будем оказывать активное содействие частным инвесторам в решении этих вопросов с тем, чтобы к осени подписание инвестиционного соглашения состоялось.
Если осенью 2012 года инвестиционное соглашение будет подписано и проект пройдет Главгосэкспертизу, то в 2013 году у нас будет шанс начать строительство как железной дороги, так и объектов угольного терминала на западном берегу Кольского залива.
- Недавно проходила информация о возможном пересмотре параметров проекта МТУ?
- У Правительства области и у Минтранса России, есть понимание, что изначальный проект МТУ – это, в чем-то, «замки на песке». То есть, в нем есть вещи разумные, реальные, а есть такие, которые придуманы, чтобы картинка на презентации лучше выглядела. Наша задача сейчас отобрать реальные проекты и попытаться их реализовать.
- Вы лично, какие из них рассматриваете как реальные?
- Самый реальный проект – это угольный терминал на западном берегу Кольского залива. Второй реальный проект, менее разрекламированный в привязке к МТУ, но, тем не менее, строящийся – это терминал компании «Норильский никель» в Мурманске. Этот проект не предусматривает создания новых объектов государственной инфраструктуры, он строится только за счет частных инвестиций и направлен на создание частных объектов транспортной инфраструктуры. «Норникель» завершает строительство первой очереди морского терминала, мощностью 700 тыс. тонн грузов в год. Ввод второй очереди проекта, если инвестор примет окончательное решение в этом году, предусмотрен в конце 2013 года. Тогда терминал сможет обрабатывать до 1,5 млн тонн генеральных грузов в год.
- Есть ли, на Ваш взгляд, перспективы развития действующего ОАО «Мурманский морской торговый порт» (ММТП)?
- Этот вопрос пока открыт. Новый собственник порта – угольная компания СУЭК пока не выходила на Правительство Мурманской области с обсуждением этого вопроса.
Развитие ММТП - тема не простая. Правительство области на перспективу не видит угольный порт в черте города. Напомню, что проект комплексного развития МТУ как раз и предполагал перенос угольных мощностей на западный берег Кольского залива, то есть, за пределы города Мурманск.
Минтранс России предлагает развивать порт не только на западном, но и на восточном побережье залива. Мы согласны с этой позицией, но предлагаем угольные мощности постепенно выносить из черты города, а на их месте предусмотреть создание, например, нового контейнерного терминала, который в проекте МТУ планировался севернее.
С другой стороны, понять новых собственников ММТП не сложно. Они только что вложили значительные средства в приобретение портового актива и наверняка захотят их сначала «отработать». Однако без дополнительных инвестиций им все равно не обойтись. Требуют серьезных вложений причалы и складские площади порта, железнодорожники давно настаивают на строительстве в порту современных комплексов по разгрузке вагонов, позволяющих исключить их массовое повреждение. Перспектив инвестициям по развитию угольных мощностей в порту на восточном берегу, на мой взгляд, нет. Уверен, что весь уголь и другие навалочные грузы надо в будущем переводить на западный берег, тем более, что акционеры угольного проекта Лавна, по нашей информации, готовы рассматривать возможность принять соинвесторами в их проект и другие компании. Тогда в Лавне можно будет строить терминалы грузооборотом не 18 млн. тонн в год, а больше. Тем более, что мощности по железнодорожным подходам спроектированы с учетом развития нового порта - минимум на 28 млн тонн в год.
Этот вопрос находится в стадии обсуждения, подчеркну, речь об изменении существующего проекта МТУ пока не идет. Мы только оцениваем этот проект.
- Каков Ваш взгляд на работу рейдового перевалочного комплекса «Белокаменка» на акватории Мурманского порта?
- С точки зрения правительства Мурманской области, конечно же, лучше иметь береговой терминал, создающий наиболее безопасные условия перевалки нефти, большее количество рабочих мест и т.д. С другой стороны, если плавучий терминал «Белокаменка» востребован для перевалки определенного количества нефти, имеет все разрешения и регулярно подтверждает возможность безопасной эксплуатации объекта, то мы не в праве препятствовать работе рейдового перевалочного комплекса. Тем более, что другого нефтяного терминала для перевалки на экспорт арктической нефти в порту сейчас нет. В ближайшее время можно ожидать роста объемов перевалки через Мурманский порт нефти с арктических месторождений ОАО «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ООО «Газпром добыча шельф». Видимо в расчете на это, а также для удовлетворения растущего спроса на перевалку нефтепродуктов, в том числе для бункеровки большого количества заходящих в порт Мурманск судов, конце мая ОАО «Мурманское морское пароходство» установило на рейде порта Мурманск свой танкер «Натали» грузоподъемностью 143 тыс. тонн. Поэтому сегодня, на мой взгляд, проект строительства берегового терминала для перевалки нефти и нефтепродуктов, на мой взгляд, не потерял свою актуальность.
- Продвигается ли проект строительства пассажирского порта в Мурманске?
- В городе уже на протяжении десятилетий рассматривают возможность создания морской набережной и развития морского пассажирского терминала. Особую актуальность этот проект получил сейчас, когда мы приступили к подготовке столетия Мурманска (юбилей город отметит в 2016 году). В 2011 году вышел указ Президента и соответствующее распоряжение Правительства Российской Федерации. На подготовку к юбилею предусмотрено выделение почти 7,5 млрд. рублей из федерального, регионального и городского бюджетов, а также частных инвестиций. Стоит отметить, частные инвесторы уже проявили интерес к проекту в целом, а по отдельным его частям уже есть декларации о намерениях.
Вместе с тем, сделанные ранее предпроектные проработки, на наш взгляд, опять грешат «глобализмом» и, очевидно, ведут к долгострою в центре города, чего мы не хотим допустить. С другой стороны, существует самостоятельный проект реконструкции здания Морского вокзала, который уже согласован по линии Минтранса России и ФГУП «Росморпорт». Этот проект, однако, изначально не был рассчитан на развитие морского туризма в городе Мурманске, а разрабатывался под текущие нужды Росморпорта. Есть также интересный проект развития Мурманского железнодорожного вокзала с созданием единого современного комплекса из двух вокзалов: железнодорожного и автомобильного. Поэтому наша задача сейчас увязать все имеющиеся реальные проекты между собой и внести в них необходимые коррективы с учетом задач, поставленных уже начавшейся подготовкой к празднованию 100-летия города Мурманска. Для этого нам важно незамедлительно собрать все заинтересованные стороны и потенциальных инвесторов, и обозначить для них наши предложения.
Со сменой федерального и регионального правительств меняется оргкомитет по подготовке к 100-летию Мурманска. Мы с городскими властями уже договорились, что будем внимательно анализировать существующее распоряжение Правительства РФ с целью исключения из него мероприятий с излишним глобализмом и сохранения всего, что принесет реальную пользу и улучшит жизнь и внешний облик города.
- Может, есть смысл в создании единой управляющей компании, тогда планы государства и инвесторов в части развития портовых объектов будут гармонизированы?
- Тема по созданию управляющей компании для того, чтобы объединить государство, регион и инвесторов уже прозвучала. Скорее всего, будем двигаться в этом направлении.
Тем более, что настал момент задуматься о дальнейших перспективах существования управляющей компании по проекту МТУ. Кроме того, нам надо создавать управляющую компанию по развитию портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ). Не исключаю, что со временем появится решение, как объединить их всех в одну историю.
Беседовала Надежда Малышева.