Ледовые проводки ждут перемен
Управление ледокольным флотом во всех российских замерзающих портах в зимнюю навигацию 2012-2013 годов будет организовано по-новому. Планируется распространить на другие порты положительный опыт организации ледокольных проводок в Финском заливе, а также ввести систему оперативного мониторинга погодных условий и движения льдов.
Прошедшей зимой ледокольная проводка судов осуществлялась в 22 морских портах Российской Федерации. Продолжительность периода ледокольной проводки составила от 76 суток в порту Ванино до 193 суток в порту Магадан. Как сообщил 29 июня 2012 года в ходе заседания Совета Росморречфлота заместитель руководителя агентства Юрий Костин, бесперебойность работы портов в ледовых условиях обеспечивали 35 государственных линейных и портовых ледоколов, в том числе - ФГУП «Росморпорт» (26 ледоколов), ФГУП «Атомфлот» (4), ОАО «Дальневосточное морское пароходство» (ДВМП, 4 ледокола) и ОАО «Северо-Западное пароходство» (1). Кроме этого, в некоторых портах ледокольные услуги оказывались ледоколами и буксирами частных компаний. Так, в порту Варандей проводка судов во льдах осуществлялась ледоколами ОАО «Лукойл» (ледокол «Варандей» и буксир «Тобой»), в порту Дудинка ледоколом ОАО «ГМК «Норильский Никель»» - «Дудинка», в порту Ванино буксирами «Тунгуй» и «Ургал» ЗАО «Дальтрансуголь». Кроме того, в соответствии с рамочным договором между ОАО «ДВМП» и «Росморпортом» проводку судов в порт Ванино, при осложнении ледовых условий, выполняли ледоколы «Адмирал Макаров» и «Красин».
Тяжелый Азов
Наиболее тяжелая ситуация сложилась, как это ни странно, в южных портах Азовского моря. Там в ледовом плену оказались задержанными более сотни судов, причем прямые убытки судоходных компаний оцениваются миллионами долларов, о чем более подробно читайте по ссылке >>>>.
По словам президента Ассоциации судоходных компаний (АСК) Алексея Клявина, общие потери только членов ассоциации составили в портах Ростов-на-Дону, Азов, Темрюк и Ейск около 600 судо-суток, а в южной части Керченского пролива - более 1000 судо-суток. «Прямые убытки оцениваются в сумму около 80 млн руб., а упущенная выгода - около 160 млн руб.», - сказал Клявин, выступая на совете Росморречфлота. Президент АСК добавил, что и у предприятий, подведомственных Росморречфлоту, были этой зимой серьезные убытки и серьезные проблемы. «Поэтому необходимо совместно искать действия по урегулированию этой ситуации в будущем», - подчеркнул он.
По мнению директора по эксплуатации ОАО «Северо-Западное пароходство» (СЗП) Андрея Прошина, для судоходных компания крайне важно оперативное и своевременное информирование о погодных условиях в том или ином регионе и действиях государства в части организации ледовых проводок. «Такой прогноз должен быть доступным и иметь какую-то юридическую силу, чтобы судовладелец мог его в последующем использовать в спорах с фрахтователем, - отметил Прошин. – Процесс формирования ледового каравана должен иметь прозрачность, объявляться на сайте штаба ледовых операций как минимум за день - два до его формирования».
Предложения бизнеса государством могут быть не только услышаны, но и реализованы уже в предстоящую зимнюю навигацию.
В целях совершенствования системы управления ледокольными операциями в Азовском море в порту Ростов-на-Дону к зимней навигации 2012-2013 годов решено создать Единый ситуационный центр Бассейновой Комиссии (Штаба) Азовского моря (ЕСЦ БК) с учётом опыта создания единого ситуационного центра на Балтике. А на сайте АМП «Таганрог» предусмотрено создание нового раздела, на котором размещать информацию о работе ЕСЦ БК.
Участвующий в заседании Совета Росморречфлота замминистра транспорта России Виктор Олерский добавил, что в порту Ростов-на-Дону, а также в морских портах Астрахань, Ванино и Архангельск необходимо установить компьютерную аппаратуру, аналогичную той, которой оборудован Штаб ледовых операций (ШЛО) в Большом порту Санкт-Петербург. Деятельность ШЛО на Балтике была позитивно отмечена участниками Совета Росморречфлота. Как отметил в свою очередь президент АСК Алексей Клявин, члены ассоциации сошлись во мнении, что в прошедшую зимнюю навигацию «проводка судов к российским портам Финского залива была организована на отлично».
Ванино ждет ледокол
Дальневосточный порт Ванино в прошедшую зиму боролся со льдами, каких не было в порту на протяжении 20 последних лет. Как пояснил в ходе заседания капитан порта Ванино Николай Татаринов, «хотя льдообразование в Татарском проливе началось на полторы недели позднее обычного, оно шло интенсивно и ледяной покров опустился значительно южнее той широты, где находилась кромка льда в предыдущие зимы». К работе в порту в условиях аномально суровой зимы, по договору были привлечены ледоколы «Адмирал Макаров» и «Красин».
С учетом ожидаемого в ближайшее время значительного роста грузооборота порта Ванино и учитывая опыт прошедшей ледовой навигации, Министерство транспорта Российской Федерации намерено рассмотреть возможность выделения ледокола для постоянной работы в порту Ванино. «Нужно ставить ледокол в Ванино на постоянной основе», - сказал Виктор Олерский. Он напомнил, что угольная компания «СУЭК» намерена значительно увеличить объем грузоперевалки на собственном терминале в бухте Мучке (Ванинский балкерный терминал). Кроме того, в порту заявлены и другие инвестиционные проекты, связанные с ростом грузооборота.
Работа по факту
Ожидается, что уже в предстоящую зиму во всех российских замерзающих портах будет вводиться система мониторинга погодных условий и движения льдов. На основании этой информации региональными ситуационными центрами будет производиться расчет траектории ледокольной проводки караванов судов.
Еще одной организационной мерой, которая направлена на совершенствование государственного управления ледокольными проводками в российских портах станет поручение Российскому морскому регистру судоходства (РС) в зимнюю навигацию 2012-2013 годов использовать фактические характеристики судов (прежде всего мощности), фактическое состояние наружной обшивкии и ледовую ходкость судов в балласте при выдаче Свидетельств о допустимых условиях ледового плавания. Таким образом, будет определяться фактическая ледопроходимость судна, надежно оцениваться способность каждого конкретного судна самостоятельного плавания судна в ледовых условиях, преодолевать ледовые перемычки и ледовые сжатия. Также капитаны морских судов и капитаны ледоколов, осуществляющие проводки, должны будут обладать реальной информацией о допустимых безопасных скоростях проводки судна в ледовом канале за ледоколом. Кроме того, Росморречфлот предлагает разработать идентификационную таблицу, позволяющую ориентировочно установить одинаковый уровень конструктивной безопасности судов РС и Российского речного Регистра (РРР).
Костин также подчеркнул необходимость до начала зимней навигации 2012-2013 годов принять Обязательные постановления по всем замерзающим морским портам, которые в том числе, определяют порядок допуска судов к самостоятельному движению во льдах, требования к технической готовности судна при плавании во льдах, наличия ледовых программ управления судовой энергетической установкой либо возможности перевода управления судовых энергетических установок (СЭУ) в ручной режим при плавании в ледовых условиях.
Надежда Малышева.