Губернатор Мурманской области Марина Ковтун: «вопрос с прокладкой железной дороги в рамках МТУ был излишне политизирован»
О спорной ситуации вокруг прокладки железной дороги на западный берег Кольского залива в рамках проекта Мурманского транспортного узла, а также о ходе реализации проекта «Арктическая гавань» в порту Мурманск ИАА «ПортНьюс» рассказала губернатор Мурманской области Марина Ковтун.
- Марина Васильевна, проект Мурманского транспортного узла столкнулся со спорной ситуацией вокруг поселка Молочный, жители которого противятся прокладке железной дороги. Как предполагается разрешить эту ситуацию?
- Жители поселка аргументировали свою позицию тем, что расстояние от домов до железнодорожного полотна окажется меньше нормативной, железная дорога пройдет через дачные участки… Однако обсуждение этих вопросов было бессмысленным, поскольку проект на тот момент не прошел ни экологической, ни государственной экспертизы. Ведь только экспертиза может дать оценку тому, насколько проект соответствует экологическим и технологическим требованиям.
Основное противоречие здесь возникло по вопросу выделения соответствующих земельных участков, которые жители требовали не выделять. Дело, однако, в том, что для прохождения экспертизы участок выделяется не на постоянной основе, а только во временное пользование – и на сегодняшний момент участки выделены лишь для того, чтобы могла быть произведена госэкспертиза обсуждаемого проекта. И только после того, как экспертиза придет к выводу о несоблюдении технологических и экологических правил, проект может и должен быть изменен. На данный же момент, можно сказать, что предмета для спора нет. Вопрос этот был излишне политизирован во время выборного процесса 2011 года. Население не получало конкретных ответов, которых, в свою очередь, не было именно потому, что не было и конкретного проекта.
Я надеюсь, что после того, как Ространсмодернизация получит заключение госэкспертизы (которую можно еще и не пройти, у нас есть масса примеров, когда проекты приходится дорабатывать, изменять, т. к. у экспертов возникают замечания), проект обретет конкретные формы. Ожидаю, что к осени 2013 года у нас будет окончательное решение по этому вопросу – и тогда уже проект будет определяться требованиями госэкспертизы, а не жителями или правительством области и вопросов больше не останется.
- На территории Мурманской области планируется осуществить еще один важный и знаковый инфраструктурный проект - строительство «Арктической гавани». Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее, на какой стадии сейчас этот проект?
- В прошлом году было произведено дноуглубление, в настоящее время осуществляется удлинение пирса, разработан проект по модернизации морского вокзала – нашего морского фасада. До 2016 года, к столетию Мурманска, проект должен быть реализован, создан морской пограничный пункт. В итоге наш пассажирский терминал будет способен принимать круизные суда большого водоизмещения. Мы надеемся, что это даст дополнительный толчок развитию туризма, круизного судоходства, поскольку Мурманск – привлекательный город для круизников.
Норвежский судоходный бизнес давно рассматривает Мурманск как один из пунктов для стоянки круизных лайнеров. Однако портовая инфраструктура пока не соответствовала необходимым для этого требованиям и круизные суда вынуждены были стоять в Рыбном и Торговом порту, что не делало путешествие привлекательным. Туристы же, как правило, не хотят возвращаться туда, где они испытывали какие-либо неудобства.
Сейчас у нас есть утвержденный план и финансирование под данный проект, реализация которого позволит стать в один ряд с другими ведущими портами, способными принимать круизные суда.
Проект «Арктической гавани» реализуется на основе государственно-частного партнерства. Имеется несколько частных инвесторов, в частности, компания «Олимпик Сити». Но основную роль играет ФГУП «Росморпорт», в планах которого уже стоит реконструкция нашего Морского вокзала.
Беседовал Виталий Чернов.