• 11 апреля 2013

    Прекрасное далеко

    В условиях гонки за экспортными мощностями на Дальнем Востоке и возникшего в связи с этим дефицита свободных площадок, взоры инвесторов и государства обратились на Сахалин.

    Восток – дело емкое


    Рынок стран азиатско-тихоокеанского региона (АТР) министерством экономического развития России оценивается примерно в $20 трлн, из которых рынки Китая составляют примерно половину. Причем, несмотря на кризис 2008–2009 годов, за последние пять лет они увеличились примерно в 1,5 раза. Между тем, российская экспортная инфраструктура до сих пор «заточена», преимущественно, на западное и юго-западное направления.

    Чтобы получить свою долю в столь лакомом азиатском «пироге», российские экспортеры сырья – в первую очередь угля, в последнее время в массовом порядке объявили о планах расширения существующих и строительства новых морских терминалов на дальневосточном побережье, о чем мы неоднократно писали ранее. Так, о планах по перевалке угля заявили даже компании, не являющиеся его производителями – например, уголь в настоящее время уже переваливается «Восточной стивидорной компанией» (группа Global Ports), собственный терминал планирует построить группа «Сумма»…

    Между тем, свободных и подходящих площадок под строительство новых терминалов в регионе не так уж и много. В связи с этим в ходе заседания Государственной комиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области была высказана мысль о том, чтобы активнее развивать инфраструктуру Сахалина с его незамерзающими портами.

    Отметим, что на Сахалине уже имеются угольные порты – Шахтерск, Холмск, Углегорск, через которые экспортируется уголь, добываемый на Сахалине. На острове функционирует 24 угольных месторождения, из которых 14 контролируется ООО «УК «Сахалинуголь». Данная компания объявила о планах резкого увеличения объема добычи угля в 2013 году, который должен составить 80% к уровню 2012 года и достичь 3,6 млн тонн. В связи с этим расширяются мощности портов Шахтерск и Углегорск, также имеются планы развития порта Холмск.

    Так, уже заключен договор со швейцарской компанией на проведение реконструкции причала и формирования угольного терминала в Холмске. Сейчас решается вопрос, будет ли это только угольный терминал или смешанный. Также порт заключил долгосрочный контракт с компанией из США на переработку нефтегазового оборудования. Иностранные партнеры гарантируют переработку здесь 2 тыс. контейнеров в год.

    В то же время, говорить об использовании Сахалина как площадки для экспорта грузов с материковой части России можно будет только в случае строительства мостового перехода на Сахалин. Возможность реализации этого проекта обсуждалась в ходе упомянутого заседания госкомиссии, в ходе которого Виктор Ишаев высказал мнение, что строительство моста может решить сразу две проблемы – заменить паромную переправу Ванино-Холмск, возможности которой ограничены в связи с метеоусловиями, а также открыть «коридор» для «материковых» грузов к Сахалинским гаваням.

    Губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин, в свою очередь, сообщил о готовности правительства региона участвовать в проекте строительства моста не только организационно, но и финансово.

    Правда, разговоры эти пока остаются весьма абстрактными, поскольку точных расчетов затрат на строительство моста пока нет. Как сообщил ИАА «ПортНьюс» заместитель министра транспорта России Виктор Олерский, министерство оценок стоимости моста не проводило.

    Да и «потянуть» такой проект российский бюджет в ближайшие годы вряд ли будет в состоянии – в стране и так заявлено слишком много инфраструктурных «строек века» - начиная от создания глубоководного порта в Калининградской области, военно-морской базы в Новороссийске, Белкомура, Северного широтного хода, олимпийских строек и заканчивая расширением пропускной способности БАМа и Транссиба, без чего дальневосточные перспективы останутся лишь несбыточными мечтами…

    Помимо финансовых сложностей, имеются и ресурсные – население Сахалина не дотягивает и до 500 тыс. человек, социальная инфраструктура развита слабо, привлекательность области для миграции низкая.

    Спасительный шельф


    Более реалистичным является сценарий развития инфраструктуры Сахалина, ориентированной на обслуживание шельфовых месторождений.

    В настоящее время здесь действует единственный в России морской терминал по экспортной отгрузке сжиженного природного газа (СПГ), популярность которого в мире постоянно растет. По мнению губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина, Сахалину следует также активно развивать инфраструктуру производства и транспортировки СПГ.

    «У нас создана соответствующая инфраструктура, есть надежная репутация успешно действующего завода СПГ, заинтересованность зарубежных энергетических компаний в покупках сахалинского газа, - говорит Александр Хорошавин.- С нашей точки зрения, именно дополнительные объемы сахалинского сжиженного природного газа в силу благоприятных условий могут успеть занять свою нишу на рынке АТР, опередив серьезных конкурентов из Австралии и Ближнего Востока. Областное правительство совместно с операторами нефтегазовых проектов, прежде всего, российскими компаниями, готово активно содействовать решению данного вопроса. Это поле для частных инвестиций».

    Как, в свою очередь, сообщил в ходе правительственного совещания заместитель министра транспорта России Олег Белозеров, в бухте Набиль планируется построить новый порт. По данным источников в министерстве, проект как раз и ориентирован на грузы с шельфовых месторождений.

    Виталий Чернов.

     

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен