• Home
  • Relevant Topics
  • Константин Столповицкий: «Линейное судно в порту обслужат в первоочередном порядке»
  • 16 апреля 2013

    Константин Столповицкий: «Линейное судно в порту обслужат в первоочередном порядке»


    Министерством транспорта России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации в части государственного регулирования линейного судоходства», который предусматривает нормативно-правовое регулирование условий создания и функционирования линейного судоходства в Российской Федерации. Как отмечают в министерстве, целью законопроекта является создание благоприятных социально-экономических условий в части создания и функционирования линейного судоходства, а также повышения конкурентоспособности морских портов Российской Федерации за счет их развития как международных транспортно-логистических центров. Подробно о новом документе в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказал  начальник отдела судоходства Министерства транспорта РФ Константин Столповицкий.

    - Константин Сергеевич, на какой стадии сейчас находятся документы по регулированию линейного судоходства?

    - Проект федерального закона подготовлен. Получены положительные отзывы от Министерства финансов, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы по тарифам и Министерства регионального развития.  Редакционные замечания Министерства экономического развития и Федеральной службы безопасности учтены в последней редакции проекта. Следующий шаг – это представление законопроекта на антикоррупционную экспертизу в Министерство юстиции, на оценку регулирующего воздействия в Министерство экономического развития и Институт сравнительного законодательства и правоведения при Президенте Российской Федерации. Мы ожидаем, что законопроект будет внесен в правительство уже в мае 2013 года.

    Объектом критики судоходного сообщества являлся существующий порядок организации линейного судоходства в Российской Федерации, не отвечающий современным условиям функционирования данного рынка услуг, что послужило основанием для инициативной подготовки Минтрансом России настоящего проекта федерального закона.

    По итогам прошедших встреч и обсуждений документа, бизнес-сообщество подтвердило, что в целом правовое регулирование в сфере линейного судоходства носит весьма актуальный характер, это необходимо отрасли сегодня. Мы договорились, что будем продолжать совместную работу над законопроектом на этапах его обсуждения в правительстве и Государственной Думе.

    Следует обратить внимание на то, что законопроект будет регулировать не сферу хозяйственной деятельности, а исключительно форму ее организации. Любая компания может осуществлять судоходство в обычном режиме, не регистрируясь как линия, даже если услуги, которые она будет предоставлять, окажутся характерными для линейного судоходства. Или можно зарегистрировать линию и получать соответствующие льготы в порту.  Выбор формы организации судоходства остается за перевозчиком.

    Форма линейного судоходства предполагает определенные условия работы перевозчика, такие как публичность предоставления услуг неопределенному кругу лиц, доведение информации до этого круга лиц до заключения договора морской перевозки, объявление расписания работы морских линий, сохранение условий работы в части грузо- и пассажировместимости судов. Все эти условия являются обязательными для работы в форме линейного судоходства. Все эти критерии включены в обязательства перевозчика, осуществляющего работу в форме линейного судоходства.

    - Расскажите подробнее о льготах, которые предусматриваются для линейных перевозчиков?

    - Линейная форма морской перевозки связана с некоторыми рисками, в том числе с недогрузом судна и обязанностью обеспечить выполнение расписания независимо от каких-либо условий. В связи с этим со стороны государства сформулированы следующие преференции: предоставление скидок с портовых сборов и первоочередность обслуживания в морском порту при заходе линейного судна, включая все обслуживание, связанное с работой комиссии, пограничными, таможенными вопросами, оформлением прихода и отхода судна капитаном порта.  Предполагается, что весь этот комплекс вопросов в отношении линейного судна будет решаться в первоочередном порядке.

    - Скидки с портовых сборов будут значительные?

    - В настоящее время тарифы портовых сборов в морском порту и скидки установлены Федеральной службой по тарифам. Для всех линейных грузовых судов сегодня скидка с портового сбора составляет 20%.

    Выпадающие доходы морского порта, связанные с предоставлением линейным судам скидок со ставок портовых сборов, планируется компенсировать за счет прогнозируемой частоты судозаходов в морской порт в течении периода регистрации морской линии (минимум полгода либо протяженность навигационного периода), а также доходами от перевалки грузов и обслуживания пассажиров, в связи с привлекательностью и востребованностью такой формы организации  предоставления услуг морской перевозки как морская линия.

    Международная практика показывает, что линейный перевозчик в иностранном морском порту обычно может получить аналогичную преференцию в виде скидки с портовых сборов, но она будет дифференцирована. То есть, если морская линия осуществляет один судозаход в год, то такая линия получает минимальную скидку с портовых сборов. В том случае если линия осуществляет значительное количество судозаходов или увеличивает их в процессе своей деятельности, тем самым создавая для потребителей привлекательность морского порта как транспортного узла , а в некоторых случаях обеспечивая и социальную доступность морских перевозок, целесообразно регулировать тарифы на скидки с портовых сборов.

    - В российском законопроекте тоже будет учтена такая система?

    Регулирование тарифов находится в компетенции Федеральной службы по тарифам. Законопроект систематизирует порядок и условия регистрации морских линий и общие требования к линейному перевозчику. 

    Представляется, что дифференцированный подход в формировании скидок с портовых сборов целесообразно использовать как инструмент регулирования, который является рычагом создания социально-экономических условий для развития линейного судоходства в каждом отдельном морском порту.  

    - Как сегодня, до принятия рассматриваемого законопроекта, регулируется линейное судоходство в России и что будет изменено в порядке регистрации линий в дальнейшем?

    - В настоящее время порядок открытия, регистрации морских линий осуществляется Росморречфлотом в соответствии с изданными «Рекомендациями Государственной службы морского флота Министерства транспорта Российской Федерации по открытию, регистрации и функционированию грузовых, пассажирских и грузопассажирских морских линий» 2002 года. Эти рекомендации не являются нормативным актом,  в тоже время, они устарели и требует переработки.

    Органом, осуществляющим регистрацию линии, будет по-прежнему являться Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот). Но отличия в процедуре регистрации будут существенные.

    Во-первых, это публичность тарифов. Законопроект устанавливает условие, при котором контейнерные, паромные, пассажирские линии обязаны предоставить публичную информацию о своей деятельности, на каких условиях она работает и по каким тарифам. Закон предусматривает, что тарифы перевозчик может менять в on-line режиме.

    Во-вторых, равные требования к иностранным и российским перевозчикам, тогда как при старом порядке к иностранным перевозчикам предъявлялись дополнительные требования. Также в законе предусматривается возможность регистрации линии группой перевозчиков.

    Законопроектом предлагается законодательно закрепить специфические термины и понятия, основные требования к линейным компаниям, условия их регистрации и прекращение регистрации, причины прекращения регистрации. Также законопроектом  предусмотрено издание  ведомственного акта – Положение о морских линиях, в котором будут прописаны процедуры регистрации и вопросы, касающиеся прекращения работы линии при нарушениях обязательств.

    В законопроекте заложен такой механизм, как возмещение государству денежных средств, полученных в виде скидок с портовых сборов за период работы морской линии, в случае если линия не обеспечила взятых на себя обязательств.

    - Кто будет фиксировать нарушения?

    - Нарушения условий работы линий могут быть зафиксированы по обращениям в Росморречфлот граждан, органов муниципальной власти, региональной власти. Проверку фактов таких обращений будет осуществлять Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). Если дается заключение, что компания нарушает законодательство, то заключение Ространснадзора будет основанием для Росморречфлота  прекратить регистрацию такой линии. Если прекращение регистрации возникло до истечения первого минимального периода регистрации (полгода), то линейный перевозчик возмещает преференции, которые он успел получить за этот период работы. При этом если перевозчик зарегистрировался только на этот минимальный период, то он возмещает преференции ровно в том объеме предоставленных скидок, который был получен за этот период, если регистрация произведена на больший период, то возмещение осуществляется только за первый минимальный период работы.  

    - Какой период времени отводится Росморречфлоту на регистрацию новой линии?

    - Сегодня регистрация морской линии составляет 30 и более дней. Причем, этот срок практически ничем не регулируется. Новым законом будет установлен 10-дневный срок регистрации линии с момента подачи заявления. Основанием для отказа в государственной регистрации, которое предусмотрено законопроектом, является только непредставление данных, которые необходимы для регистрации линии.

    Интервью подготовили Надежда Малышева и Маргарита Бабкова

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен