Енисейский экстрим
Теплоход сбавил скорость, и тут же к нему c берега устремилась целая стая моторок. На взгляд непривычного наблюдателя это походило на атаку пиратов. Но никто не испугался. За штурвалами маленьких лодочек с мощными моторами – сплошь Ямахи и Хонды – сидели не худощавые африканцы, а крепкие сибирские мужики. С борта теплохода им уже радостно махали руками родственники, навьюченные огромными тюками. Для жителей большинства поселков в среднем и нижнем течении Енисея ничего удивительного не происходило. Так здесь производится посадка и высадка пассажиров. Пассажирские теплоходы, в летнюю навигацию проходящие по Енисею раз в три-четыре дня – самый надежный, в порой и единственный способ попасть из таёжной глухомани хотя бы в райцентр. Альтернатива – только вертолет, прилетающий раз в неделю. Но он дорог, да и летной погоды иногда можно дожидаться сутками.
Но наличие дебаркадеров для высадки – скорее исключение из правил. Ниже поселка Бора они имеются лишь в Туруханске, Игарке и Дудинке. Жители остальных поселков вынуждены осваивать мастерство каскадеров. Ответственность экипажа заканчивается после того, как матросы помогли пассажиру спуститься в лодку по вертикальному трапу. Спасательные жилеты для пассажиров обязательны лишь в том случае, если для высадки используется судовой мотобот, а это происходит крайне редко – за каждым прибывшим обычно приезжает на моторке родственник, сосед, или просто местный речной таксист, и там уже не до жилетов, особенно если нужно еще втиснуть весь багаж. Самым невероятным выглядела погрузка в моторку дивана, по габаритам превосходящего размеры лодки. Но все закончилось благополучно – погода в поселке Потапово, что между Игаркой и Дудинкой, в этот день стояла на удивление тихая. Как осуществить подобную операцию, когда задует северный ветер сиверко, и на Енисее поднимутся волны в метр высотой, для меня осталось загадкой.
Александр Чиженок специально для ИАА «ПортНьюс»
Фото автора