• Home
  • Relevant Topics
  • Сергей Барышников: «Наши выпускники работают практически на всех ведущих предприятиях отрасли»
  • 17 сентября 2013

    Сергей Барышников: «Наши выпускники работают практически на всех ведущих предприятиях отрасли»

    В последнее время Россия уделяет повышенное внимание освоению Арктики. Кадры, как известно, решают все. Об их подготовке для работы на Северном морском пути, ледовых курсах, а также об участии вуза в международных проектах в этой области в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказывает ректор Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова (ГУМРФ) Сергей Барышников.

    - Сергей Олегович, расскажите, пожалуйста, о том, как Государственный университет  морского и речного флота им.адмирала С.О.Макарова поддерживает актуальное сегодня направление развития Северных морских территорий, Северного морского пути, и какие меры для безопасной навигации по ледовым трассам развивает возглавляемый Вами вуз?

    - Расширение объемов экспорта углеводородного сырья из регионов Российского Севера и Сахалина, активизация транспортных потоков на Северном морском пути благодаря транзитному потенциалу его использования, строительство новых портовых комплексов в восточной части Финского залива предопределили увеличение потребности в специалистах, компетентных в области управления морскими судами в сложных ледовых условиях. Строительство новых ледоколов, нефтяных танкеров, газовозов и других типов судов усиленного ледового класса требует соответствующего кадрового обеспечения. Важное значение в последнее время приобретают перспективы развития портовых перегрузочных узлов портов Мурманск и Архангельск, а также необходимость реализации комплекса мер по обеспечению безопасности мореплавания, экологической безопасности, несению готовности по проведению поисково-спасательных работ, к ликвидации последствий аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, а также гидрографическому обеспечению.

    Государственный университет морского и речного флота (ГУМРФ) имени адмирала С.О.Макарова исторически является старейшим учебным заведением, осуществляющим как проведение научно-исследовательских работ по освоению Арктики, так и подготовку специалистов для работы в регионе.

    Начало было положено учреждением 28 апреля 1935 года Гидрографического института Главного управления Северного  морского пути при Совете Министров СССР. С 1945 года Гидрографический (будущий Арктический) факультет в составе ВАМУ им. адм. С.О. Макарова, с 1954 Арктический факультет в составе ЛВИМУ им. адм. С.О. Макарова, с 1990 – в составе ГМА им. адм. С.О. Макарова, а с 2013 года – в составе Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова продолжает выполнять свою историческую миссию. В момент основания это был единственный факультет в бывшем Советском Союзе, который готовил специалистов для Арктики.

    В настоящее время в составе Арктического факультета ГУМРФ три кафедры: гидрографии моря; геодезии; навигационной гидрометеорологии и экологии. Каждая кафедра имеет свою лабораторию и компьютерные классы, также есть Учебно-береговая база (остров Западный Берёзовый), где курсанты могут проходить учебную практику.
    Для обеспечения конкурентоспособности выпускников факультета подготовка гидрографов приведена в соответствие с Международным квалификационным стандартом, разработанным Международной гидрографической организацией (IHO), Международной федерацией морских исследователей (FIG) и Международной картографической организацией (ICA).

    Арктический факультет за время своего существования выпустил более 3 тыс. 100 специалистов по направлениям: океанография, метеорология, гидрография. Сегодняшние выпускники работают практически во всех ведущих предприятиях морской деятельности России и мира. Область приложения сил: гидрография, геодезия, картография, судовождение, портовые изыскания. Выпускники востребованы и на специализированных судах, осуществляющих поддержку освоения морского шельфа.

    Помимо традиционной образовательной деятельности университет активно развивает практическую подготовку, переподготовку и повышение квалификации действующих специалистов флота с учетом специфики работы судов в замерзающих морях и акваториях портов. Эту функцию в составе Университета осуществляет Морской учебно-тренажерный центр (УТЦ). Специализированная тренажерная ледовая подготовка была впервые в России открыта в Морском УТЦ в 2001  году при строительстве нефтеперегрузочного терминала в порту Приморск. С этого времени Морской УТЦ тогда ГМА, а теперь – ГУМРФ им. адмирала С.О.Макарова оперирует   одним из самых  современных   в мире тренажерных   комплексов, включающим полнофункциональный навигационный тренажер, полномасштабный тренажер ЦПУ машинного и румпельного отделений, ледовую модель, обеспечивающую интерактивное взаимодействие льдов различного типа и корпуса судна, а также визуализацию ледовой обстановки, а также обширную   библиотеку   математических   моделей   судов,   акваторий   портов  и   районов плавания.
     
    В целях придания большей практической направленности обучению ледовых штурманов мы заключили в 2006 году соглашение с финской компанией «Акер Арктик». Использование самого современного в Европе уникального ледового бассейна позволяет нашим слушателям курсов наглядно увидеть взаимодействие корпуса судна со  льдами  различных типов, плотности и толщины. С 2007 года нам удалось расширить линейку ледовых курсов (в номенклатуре программ она звучит как Ice Navigation Training) практическими занятиями на борту судна при плавании в замерзающих акваториях Финского залива. При этом обучение организуется в Санкт-Петербурге, Котке и Хельсинки (Финляндия), что  позволяет закрепить полученные на тренажере навыки в реальных ледовых условиях, освоить опыт российских и финских зимних навигаций на Балтике.

    Подготовка к плаванию в ледовых условиях обеспечивается командой высококлассных инструкторов  тренажеров,   профессоров  Факультета навигации и связи и  Арктического факультета нашего университета,  действующих ледовых лоцманов, работающих в портах Приморск, Санкт-Петербург и Высоцк, капитанов, имеющих большой опыт работы на ледоколах и транспортных судах усиленного ледового класса.

    - Какие курсы по ледовой подготовке есть в университете?

    - Линейка краткосрочных ледовых курсов, о которой я упомянул, рассчитана на различные категории и, в основном, на начальный уровень слушателей.
    Ознакомительная подготовка к плаванию во льдах предназначена для всех категорий судового персонала и других специалистов, не имеющих опыта работы в зимних условиях.
     
    Тренажерная подготовка к плаванию во льдах для капитанов судов, помощников капитана, лоцманов, суперинтендантов компаний, включает в себя теоретическую и тренажерную подготовку под руководством опытных инструкторов.

    Практическая подготовка к плаванию во льдах включает полный объем курса тренажерной подготовки и практические занятия на борту судна с ледовым классом при плавании в Финском заливе.

    Расширенная подготовка к плаванию во льдах включает полный объем курса Тренажерной подготовки и в дополнение к нему - комплекс занятий в специализированном ледовом бассейне.

    Взаимодействие экипажа судна при плавании в ледовых условиях представляет собой расширенный курс совместной подготовки судоводителей и механиков к плаванию во льдах.

    При подаче теоретического материала мы используем специализированный электронный учебный курс, разработанный нами по заказу Финской морской Администрации, а также портфель электронных презентаций.

    Все программы подготовки к плаванию в ледовых условиях завершаются проверкой компетентности, включающей упражнение на тренажере и тестированием на базе авторского программного комплекса проверки знаний «Дельта-Лед» с детальной распечаткой результатов тестов по всем разделам требуемых программой знаний.

    С 2001 года, когда наши специалисты начали эту работу, прошло уже более 10 лет. Мы накопили существенный опыт, как в педагогическом плане, так и в использовании тренажеров и других технических средств обучения. При поддержке наших партнеров из ОАО «Совкомфлот» инструкторы центра прошли стажировку на судах ледового класса. И что самое главное – проводя обучение, мы не гнушаемся и самим учиться. И это, я считаю, самый главный опыт, который мы получаем – опыт общения с ледовыми практиками. Получая такой опыт, мы ставим перед собой задачу этот бесценный опыт десятков капитанов обобщить и выработать уникальную, и что самое важное – эффективную методику практической подготовки моряков для работы в ледовых условиях.

    - О каких результатах такой работы можно говорить сегодня?

    - Обучение на ледовых курсах прошли около 800 человек. Разработанная коллективом университета линейка учебных программ обеспечивает высокоэффективную практическую подготовку не только судоводителей, но и судомехаников, лоцманов, а также суперинтендантов судоходных компаний.

    За время работы курсов ледовой подготовки университет подготовил свыше 720 членов экипажей различных судоходных компаний. 
     
    На курсах по ледовой подготовке прошли обучение слушатели из России, Казахстана, Швеции, Турции, Голландии, Японии, Греции, Кипра, Хорватии, Южной Кореи и др.

    Суровые зимы последних лет на Балтике, на северном Каспии, в Азовском море  стали определенным вызовом для наших ледокольных служб. В Сотрудничестве с ФГУП «Росморпорт» с декабря 2011 года мы разработали и стали проводить курсы подготовки экипажей дизельных ледоколов. Установлена и введена в эксплуатацию современная версия навигационного тренажера, которая позволяет значительно расширить возможности  учебного процесса, в особенности, по обучению плаванию судов в ледовых условиях. Большую экспертную и организационную поддержку нам оказывают Ситуационный центр АМП «Большой порт Санкт-Петербург» и лично капитан порта Петр Паринов.

    - На какие задачи нацелен учебный процесс, на привитие каких навыков Вы стараетесь обращать особое внимание?

    Особый интерес наши курсы представляют для подготовки экипажей судов, работающих в условиях замерзающих акваторий портов, для экипажей ледоколов, осуществляющих проводку караванов судов в ледовой навигации.

    Комплекс разработанных нашими экспертами упражнений позволит моделировать условия прохода:
    •    при следовании в разрежённом льду;
    •    при следовании вдоль кромки плотного льда, соударяясь с кромкой;
    •    при следовании в открытом паковом льду, в полынье и на участках свободной  ото льда воды;
    •    при следовании в затягиваемом льдом ледовом канале за ледоколом;
    •    при форсировании ледовых перемычек;
    •    при столкновении с отдельными льдинами.

    При движении судна учитывается тип, толщина и сплоченность льда, преодолеваемого модель судна; происходит моделирование механического взаимодействия корпуса судна с кромкой ледового канала, а также моделирование снижения скорости и поворотливости судна во льду, вплоть до его застревания.

    К зимней навигации 2013-2014 гг. более 70 капитанов и старших помощников ледоколов ФГУП «Росморпорт» прошли специализированную ледовую подготовку на нашей площадке в Санкт-Петербурге. Помимо российских, обучение прошли экипажи первых казахстанских ледоколов и судов ледового класса, которые используются при освоении шельфовых проектов этой страны.

    Работа флота во льдах создает проблемы не только для экипажей, но и для руководства судоходных компаний, для менеджмента и операторов, в том числе, судов-снабженцев для оффшора. В связи с этим впервые в нашей стране мы разработали и организовали обучение по новому курсу Shipboard Winterization and Ice Management. Целью данного курса является подготовка менеджеров и экипажей современных многофункциональных ледоколов  для работ по обслуживанию платформ (СМЛОП) при освоении месторождений на шельфе в ледовых условиях.

    К проведению курса привлечены опытные ледовые капитаны, капитаны ледоколов, ледовые лоцмана. Специально для подготовки слушателей была установлена модель ледокола с Azipod-R.

    - Как строится учебный процесс на ледовых курсах?

    - Процесс обучения состоит из лекционных и практических занятий. В программу курса подготовки вошли: особенности района плавания для крупнотоннажных судов и танкеров, характеристика наиболее вероятных условий эксплуатации СМЛОП, характеристика льда как среды судоходства, получение ледовой информации, ледовые карты, чтение ледовых карт, характеристики льдов, классификатор льдов, прокладка ледовых каналов, управление ледоколом в различных условиях ледовой обстановки, выбор методов для улучшения ледовых условий в районе СМЛОП, тактика самостоятельного движения судна в ледовых условиях.

    Значительная часть занятий посвящается ледокольной проводке судна в особых условиях, в тяжелых льдах  и при наличии сжатия, при образовании снежно-ледяной подушки, обледенения, наличия дрейфующих торосов. Рассматриваются примеры взаимного маневрирования судна и ледокола, судна и буксиров во льду, приема и сдачи лоцмана в ледовых условиях.

    Во время обучения каждый слушатель выполняет повседневные операции по управлению ледоколом в различных ситуациях. Особое внимание уделяется действиям при сложных ледовых условиях, когда непрерывность операций напрямую зависит от слаженной работы ледоколов. Обучение проводится на полнофункциональном навигационном тренажере, включая взаимодействие и связь с другими судами в районе операций.

    Если мы заговорили об освоении шельфовых месторождений, то следует напомнить, что нами был установлен первый в России специализированный тренажёр для подготовки персонала морских передвижных установок (МПУ). Речь идёт о подготовке специалистов для работы на плавучих буровых установках, а также установках по добыче и транспортировке нефти и газа в соответствии с Резолюцией Международной Морской Организации A.891 (21).

    Для обучения в Морском учебно-тренажерном центре используется комплекс, подобный тем, что применяются в специализированных учебных центрах  Норвегии и Канады как для базовой подготовки  (изучение устройства, состава технических средств, тренировки навыков управления механизмами и системами), так и для специализированного тренинга по следующим основным разделам:
    •    контроль и управление посадкой и остойчивостью платформы;
    •    динамическое позиционирование и удержание платформы на заданной точке при  меняющихся погодных условиях;
    •    борьба за живучесть;
    •    эффективная эксплуатация технических средств и систем МПУ.

    Введение в эксплуатацию этого уникального тренажерного комплекса обеспечивает отечественным и зарубежным операторам МПУ возможность формирования и профессиональной подготовки кадрового состава объектов нефтегазового комплекса в Арктике, на северном Каспии, на Сахалине, в Западной Африке и Бразильском секторе,  в других регионах мира на базе российского учебного заведения.

    - Насколько важна проблема кадрового обеспечения для Севморпути?

    - Как я уже упомянул выше, развитие российской Арктики, ставит перед нами кадровые задачи, касающиеся не только судового персонала. Аварийно-спасательные работы, включая ЛРН, организация проведения швартовных операций, оценка рисков проведения грузовых и иных операций, подготовка береговых специалистов СУДС, МСКЦ и МСПЦ, навигационно-гидрографическое обеспечение работ – все это требует внимания, грамотного, опытного и компетентного персонала.

    В сотрудничестве с Госморспасслужбой России и Главным морским спасательно-координационным центром нам удалось организовать курсы подготовки капитанов-координаторов морских спасательно-координационных центров (МСКЦ) и морских спасательных подцентров (МСПЦ) России по программе «Повышение квалификации специалистов, участвующих в ликвидации последствий морских аварий». Раньше российский специалисты проходили такую подготовку только в Швеции. Теперь появилась возможность проведения обучения в России. За 2 года в Морском УТЦ университета прошли подготовку капитаны-координаторы и для созданных  Росморречфлотом МСКЦ в портах Арктики: Диксон, Певек, Тикси, а также в существующих портах Архангельск и Мурманск.

    Для решения ставящихся задач мы создали специальную лабораторию разработки моделей судов, районов плавания. Нашими специалистами уже самостоятельно разработаны районы Кольского залива, портов Приморск, РПК-2  Высоцк, Териберка и др.

    Синергетический эффект использования тренажеров и лаборатории моделирования  позволяют нам формировать портфели уникальных тренажерных упражнений. В качестве примеров можно привести работу с буксирами при портовых операциях (швартовка/отшвартовка/раскантовка), вымывание льда буксирами между причалом и судном, использование радара/прожектора/ледовых карт для плавания, работа винта/машины/руля в ледовых условиях (поломка/заклинка), навигация во льдах в темное время суток и использование поискового прожектора.

    Новые индустриальные проекты российской экономики, базирующиеся на освоении и развитии объектов морского континентального шельфа, требуют кадрового потенциала уже сегодня. В нашем учебном заведении прошли профессиональную подготовку более, чем 300 членов экипажей полупогружных буровых установок (ППБУ) ООО «Газфлот», построенных совместно Выборгским заводом и компанией Samsung. В то же время вуз расширил свое сотрудничество в области профессиональной подготовки экипажей шаттл-танкеров ОАО «Совкомфлот» типа «Василий Диньков», обслуживающих Варандейский терминал ОАО «Лукойл» и активно проводит обучение экипажей морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная» по эвакуации из аварийного вертолета под водой и использования других современных и эффективных средств эвакуации в чрезвычайных обстоятельствах.

    - Участвует ли Университет в каких-либо международных проектах в этой области ?

    - Обеспечение высокой эффективности подготовки, высокая требовательность наших заказчиков способствовали совершенствованию нашей работы, в том числе, и с использованием наших международных связей.  Так, очень успешным следует признать наше участие в проекте MS GOF - Maritime Safety in the Gulf of Finland.  

    Цель проекта – управление исследованиями занимающимися поиском путей улучшения безопасности на море в восточной части Финского залива. Отдельное внимание уделено ледовой обстановке и навигации в зимний период, являющимися важными факторами в безопасности на море в Финском заливе. В проекте, помимо нашего вуза, участвовали ведущие научно-исследовательские институты России и Финляндии. В рамках проекта, который был поддержан Росморречфлотом, Правительствами Ленинградской области и Администрацией Санкт-Петербурга, основными темами исследований были:  
    •    Изучение критериев качества ледовой модели на тренажерах.
    •    Специальный модельный эксперимент в ледовом бассейне.
    •    Более точное моделирование льда и улучшение тренажерной модели.
    •    Достоверное моделирование физических процессов, более эффективное обучение.

    Проект также был поддержан и в конечном итоге профинансирован Европейским союзом.

    В рамках нашего сотрудничества с Министерством промышленности и торговли России уже в текущем, 2013 года, ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова  разработана уникальная методика отбора и ранжирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области технических средств для поиска и спасания во льдах.
    Создание методики отбора НИР, алгоритмов и соответствующего программного обеспечения осуществляется Университетом в сотрудничестве с Государственным научно-исследовательским навигационно-гидрографическим институтом и другими организациями в рамках  разработки концепции аварийно-спасательных работ в условиях высоких широт и формирования пакета предложений по техническим средствам для их осуществления.

    Основными задачами, стоявшими перед исполнителями работы, были:
    •    разработка алгоритма и создание методики отбора и структуризации работ в области технических средств поиска и спасения во льдах;
    •    разработка программно-аппаратного интерфейса методики отбора и структуризации работ в области технических средств поиска и спасания во льдах;
    •    анализ созданного научно-технического задела в области технических средств поиска и спасания во льдах.

    В результате решения поставленных задач была  сформулирована методика отбора и приоритезации НИР и ОКР в области технических средств поиска и спасания.  На базе этой методики было разработано специализированное программное обеспечения, что позволило автоматизировать процесс анализа НИР и ОКР и сформировать инструмент определения приоритета  выполнения работ для решения задач поиска и спасания в Арктических условиях. На разработанный программный продукт мы планируем оформить свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ.

    Можно еще много говорить о нашем участии в решении вопросов развития Российской Арктики, о важности и перспективности этих вопросов. Однако самое важное не в том, что мы говорим. Самое важное в том, что мы делаем, планируем сделать. И обязательно сделаем. В этой стратегически важном для нас направлении работ мы очень рассчитываем на сотрудничество с Минтрансом России, Росморречфлотом, ведущими судоходными компаниями, научно-исследовательскими институтами, производителями технических средств обучения, классификационными обществами и образовательными учреждениями. Мы уверены, что только сообща мы сможем достичь амбициозных и исключительно важных целей освоения Северного морского пути.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен